Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 55 лет "Волшебной лампе Аладдина"

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно! Сегодня в нашем цикле снова 1966-й год. А это означает, что нынешнему юбиляру исполнилось 55 лет. И в эту солидную дату очень затруднительно поверить, потому что фильм, который я собирался чествовать, на неё, что называется, «не смотрится» совершенно, выглядя так, как может выглядеть стильно и со вкусом одетый, холёный, гладко выбритый и вкусно пахнущий мужчина "за сорок с хвостиком" на фоне «пивных» мужиков. Даже то, что он изначально предназначался детской аудитории, не может нам помешать вспомнить «Волшебную лампу Аладдина» абсолютно «по-взрослому», со всей соответствующей юбилейной атрибутикой: тостами, воспоминаниями и даже перекурами. Уж больно юбиляр хорош и остроумен – до сих пор! Итак – все готовы? Искрящееся амонтильядо у всех налито? Поехали... ТОСТ ПЕРВЫЙ. Мастера, всегда знающего ответ на любой вопрос, ученик решил поставить в тупик. Он поймал бабочку, сжал её меж

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!

Сегодня в нашем цикле снова 1966-й год. А это означает, что нынешнему юбиляру исполнилось 55 лет. И в эту солидную дату очень затруднительно поверить, потому что фильм, который я собирался чествовать, на неё, что называется, «не смотрится» совершенно, выглядя так, как может выглядеть стильно и со вкусом одетый, холёный, гладко выбритый и вкусно пахнущий мужчина "за сорок с хвостиком" на фоне «пивных» мужиков. Даже то, что он изначально предназначался детской аудитории, не может нам помешать вспомнить «Волшебную лампу Аладдина» абсолютно «по-взрослому», со всей соответствующей юбилейной атрибутикой: тостами, воспоминаниями и даже перекурами. Уж больно юбиляр хорош и остроумен – до сих пор! Итак – все готовы? Искрящееся амонтильядо у всех налито? Поехали...

Да, нашим "Аладдином" и в англоязычном мире могли насладиться
Да, нашим "Аладдином" и в англоязычном мире могли насладиться

ТОСТ ПЕРВЫЙ.

Мастера, всегда знающего ответ на любой вопрос, ученик решил поставить в тупик. Он поймал бабочку, сжал её между ладоней и спросил Мастера:
- Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?
- Всё в твоих руках, - не глядя на ученика, отвечал Мастер.
Так выпьем же за руки мастеров. Даже детская игрушка, созданная ими - настоящее произведение Искусства, над которым и Время не властно!

Неподражаемый Андрей Файт в роле Магрибского Колдуна, который "сорок лет  обучался алхимии и волшебству у лучших магов Магриба и сорок лет  потратил на то, чтобы сделать волшебные порошки, открывающие двери темниц и дурманящие разум..." Оно того точно стоило?
Неподражаемый Андрей Файт в роле Магрибского Колдуна, который "сорок лет обучался алхимии и волшебству у лучших магов Магриба и сорок лет потратил на то, чтобы сделать волшебные порошки, открывающие двери темниц и дурманящие разум..." Оно того точно стоило?

Режиссёром «Волшебной лампы Аладдина» был большой мастер именно детского кино Борис Рыцарев. Поставив до «Аладдина» пять фильмов, названия которых сейчас мало кому и что скажут, после, в семидесятые он снял памятные и сегодня «Иван да Марью» с целым созвездием замечательных советских актёров (Иван Бортник - незабываемый «Промокашка» из "Места встречи...", "вечный дед" советского кино Иван Рыжов, Лия Ахеджакова, Николай Бурляев, Валентин Гафт и Валентин Никулин) и тонкую, практически пастельную «Принцессу на горошине». К сожалению, сказка и жизнь не всегда параллельны друг другу: Рыцарев ушёл очень рано, в возрасте 65 лет, не успев одарить нас, наших детей и внуков ещё большим количеством чудес, чем ему было отпущено... Впрочем, и того, что он успел создать – довольно!

Если бы в конце 60-х кому-то пришла в голову идея снять фильм о Грибоедове, лучшей актрисы на роль Нины Чавчавадзе чем юная Додо Чоговадзе и не найти!
Если бы в конце 60-х кому-то пришла в голову идея снять фильм о Грибоедове, лучшей актрисы на роль Нины Чавчавадзе чем юная Додо Чоговадзе и не найти!

Из профессиональных сказочников позднего СССР Рыцарев, пожалуй, может уступить только Леониду Нечаеву – создателю незабываемых «Буратино», «Красной Шапочки» и «Звёздного мальчика». Фильмы обоих – полны музыки, изящного, немного грустного юмора, и в них неизменно присутствует та волшебная изюминка, наличие которой отличает «вещь, сделанную на века» от простой рукомесленной поделки.

Всё-таки наш Джинн (Сарры Каррыев) - самый джиннистый джинн в мире!
Всё-таки наш Джинн (Сарры Каррыев) - самый джиннистый джинн в мире!

Все эти свойства присутствовали в «Волшебной лампе Аладдина» в полной мере: и непередаваемо-обаятельная музыка Алексея Муравлёва (вспомните хотя бы финальное мегахитовое «В Багдаде всё спокойно...»), и искромётная актёрская игра, пожалуй, каждого участника актёрского состава, и юмор – порою, совершенно «недетский», сродни «восточности» «Белого солнца пустыни»...

ТОСТ ВТОРОЙ.

Соловей сказал однажды павлину:
— Стоит мне лишь завести трель, как люди собираются слушать чистоту и красоту моего голоса.
Павлин послушал и решил, что с помощью своего сказочно прекрасного оперения он приобретёт себе такую толпу поклонников, какая соловью и не снилась. Он отправился в толпу людей, стал пыжиться и ежеминутно складывать и распускать свой хвост так, чтобы это всем бросалось в глаза, пока один из людей произнёс:
- С этим несчастным павлином что-то не в порядке. Наверное, он чем-то болен.
И они схватили павлина и убили его, чтобы его болезнь не распространилась на их домашних птиц.
Так выпьем за красоту настоящую, ту, что создаётся самой Природой!

О красоте... «Волшебная лампа Аладдина» изобилует по-настоящему красивыми людьми, смотреть на игру которых и на которых доставляет эстетическое удовольствие - сродни любованию скульптурами Кановы. Удивительная грузинская красавица (с какой-то абсолютно несоветской красотой) Додо Чоговадзе – словно сошедшая с картин своих сородичей.

"Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит..."          Кто прекраснее - трепетная лань или царевна Будур? Пусть будут обе!
"Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит..." Кто прекраснее - трепетная лань или царевна Будур? Пусть будут обе!

Время ,и правда, невластно над этой удивительной женщиной
Время ,и правда, невластно над этой удивительной женщиной

Борис Быстров – Аладдин – с совершенно иконописным светлым ликом.

Испытание славой Быстров не прошёл, его кинокарьера, как ни печально, не сложилась...
Испытание славой Быстров не прошёл, его кинокарьера, как ни печально, не сложилась...

И оба они – живые, не несущие свою красоту как драгоценный сосуд, а искренние, настоящие!..

- Я знаю, что ты хочешь сказать мне. - Что? - Это мне говорили 17 принцев. Бедненькие. Я им всем отказала
- Я знаю, что ты хочешь сказать мне. - Что? - Это мне говорили 17 принцев. Бедненькие. Я им всем отказала

Совершенно бесподобный Отар Коберидзе, наполнивший своего Султана одновременно и обаянием стопроцентной пробы, и тонкой иронией, и поразительной водевильной лёгкостью – так и ждёшь, что его персонаж вдруг сделает этакий антраша и затянет пару куплетов вроде «если б я был султан».

- Мы отдаем свою дочь и полцарства за... За того, кто первый войдет в эту дверь.!
- Мы отдаем свою дочь и полцарства за... За того, кто первый войдет в эту дверь.!

А как по-настоящему, по-человечески красива возрастная Екатерина Верулашвили в роли матери Аладдина: «... Когда мне было три года, я уже знала, что такое коза!» - и ещё с этим неподражаемым кавказским акцентом!.. И даже злодей-колдун в исполнении Андрея Файта необычайно симпатичен и стилен, будто и не злодей вовсе, а человек, вынужденный в силу обстоятельств немного «позлодействовать». Ах, что за актёры!!!

- Запомни. Я ничего не видел. - Я тебе скажу больше - и ты тоже ничего не видела. Мы оба ничего не видели. - Знаешь, почему я прожил 85 лет? Потому что все время говорил: ''В Багдаде все спокойно!''
- Запомни. Я ничего не видел. - Я тебе скажу больше - и ты тоже ничего не видела. Мы оба ничего не видели. - Знаешь, почему я прожил 85 лет? Потому что все время говорил: ''В Багдаде все спокойно!''

ПЕРЕКУР.

- А вы помните это... когда он в кувшине оказался? «Мубарак, зачем ты залез в этот кувшин?.. — Залез он или не залез, это нас уже не интересует. Если ему больше нравится целый горшок, чем полцарства и рука дочери моей Будур, пусть лазает по горшкам. Да возвестят в Багдаде!»

- А мать – помните?.. «— Не ссорьтесь! Я тебе подарю прялку. — А что это такое? - Посмотришь — тебе понравится»

- А наимудрейший? «— Поистине, сон не есть не-сон, а не-сон не есть сон. Итак, не про сон сказать, что это сон, — всё равно, что про сон сказать, что это не сон. Говоря коротко, про не-сон сон, или сон про не-сон...»

- А это... по-настоящему философское: «- Я твой друг... Но я – раб лампы!»

- Пусть сначала наимудрейший.  Что скажет наимудрейший?  - Сознание знания есть признак незнания, а сознание незнания...
- Пусть сначала наимудрейший. Что скажет наимудрейший? - Сознание знания есть признак незнания, а сознание незнания...

ТОСТ ТРЕТИЙ.

Увидела Радуга, что её так любят люди, и захотела всё время над ними сиять.
— А ты подумала, что для этого всё время должны быть дожди и грозы? — спросило у неё Солнце.
— Нет, — призналась Радуга и отказалась от своего желания.
Так выпьем же за то, что Хорошего много быть не может, иначе как бы тогда мы отличали Хорошее от Обыденного или даже Дурного?

Да, «Волшебная лампа Аладдина» - это именно та Радуга, именно то редкое Хорошее, что штучно снималось в советском кино, и создавало тот незабываемый звёздный фон, на котором даже многочисленные производственные и идеологические фильмы выглядели вполне крепкими, хоть и кажущиеся сейчас несколько наивными, работами.

- А как же его называть? - Аладдин!  - Мы станем называть по имени каждого бездельника и нищего?
- А как же его называть? - Аладдин! - Мы станем называть по имени каждого бездельника и нищего?

Кто сегодня может назвать хотя бы пару современных детских кинокартин, сколь-нибудь «лежащих рядом» с «Волшебной лампой Аладдина» или «Приключениями Буратино»? И не тужьтесь... Их не существует! И тем ценнее память о нашем нынешнем юбиляре! Чесслово... за него и под него готов был бы опустошить целую бутылку пресловутого амонтильядо, да, боюсь, войду в суровое противуречие с трендами Партии и Правительства, а это нынче если и не наказуемо, то порицаемо – уж наверняка.

- Рубины и изумруды? - Именно!  - Я совсем забыл! Сейчас подарки доставят. - У тебя дома зарыт клад?  - Да никакого клада у меня нет! У меня есть один знакомый джинн. - Кто? - Джинн. -  Сиди! В темницу его!
- Рубины и изумруды? - Именно! - Я совсем забыл! Сейчас подарки доставят. - У тебя дома зарыт клад? - Да никакого клада у меня нет! У меня есть один знакомый джинн. - Кто? - Джинн. - Сиди! В темницу его!

ЗДЕСЬ - предыдущая статья цикла "Вестерну "Красное солнце" - 50!"

Остальные статьи цикла, а также краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ» - ЗДЕСЬ

ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ