Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!
Сегодня в нашем цикле снова 1966-й год. А это означает, что нынешнему юбиляру исполнилось 55 лет. И в эту солидную дату очень затруднительно поверить, потому что фильм, который я собирался чествовать, на неё, что называется, «не смотрится» совершенно, выглядя так, как может выглядеть стильно и со вкусом одетый, холёный, гладко выбритый и вкусно пахнущий мужчина "за сорок с хвостиком" на фоне «пивных» мужиков. Даже то, что он изначально предназначался детской аудитории, не может нам помешать вспомнить «Волшебную лампу Аладдина» абсолютно «по-взрослому», со всей соответствующей юбилейной атрибутикой: тостами, воспоминаниями и даже перекурами. Уж больно юбиляр хорош и остроумен – до сих пор! Итак – все готовы? Искрящееся амонтильядо у всех налито? Поехали...
ТОСТ ПЕРВЫЙ.
Мастера, всегда знающего ответ на любой вопрос, ученик решил поставить в тупик. Он поймал бабочку, сжал её между ладоней и спросил Мастера:
- Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?
- Всё в твоих руках, - не глядя на ученика, отвечал Мастер.
Так выпьем же за руки мастеров. Даже детская игрушка, созданная ими - настоящее произведение Искусства, над которым и Время не властно!
Режиссёром «Волшебной лампы Аладдина» был большой мастер именно детского кино Борис Рыцарев. Поставив до «Аладдина» пять фильмов, названия которых сейчас мало кому и что скажут, после, в семидесятые он снял памятные и сегодня «Иван да Марью» с целым созвездием замечательных советских актёров (Иван Бортник - незабываемый «Промокашка» из "Места встречи...", "вечный дед" советского кино Иван Рыжов, Лия Ахеджакова, Николай Бурляев, Валентин Гафт и Валентин Никулин) и тонкую, практически пастельную «Принцессу на горошине». К сожалению, сказка и жизнь не всегда параллельны друг другу: Рыцарев ушёл очень рано, в возрасте 65 лет, не успев одарить нас, наших детей и внуков ещё большим количеством чудес, чем ему было отпущено... Впрочем, и того, что он успел создать – довольно!
Из профессиональных сказочников позднего СССР Рыцарев, пожалуй, может уступить только Леониду Нечаеву – создателю незабываемых «Буратино», «Красной Шапочки» и «Звёздного мальчика». Фильмы обоих – полны музыки, изящного, немного грустного юмора, и в них неизменно присутствует та волшебная изюминка, наличие которой отличает «вещь, сделанную на века» от простой рукомесленной поделки.
Все эти свойства присутствовали в «Волшебной лампе Аладдина» в полной мере: и непередаваемо-обаятельная музыка Алексея Муравлёва (вспомните хотя бы финальное мегахитовое «В Багдаде всё спокойно...»), и искромётная актёрская игра, пожалуй, каждого участника актёрского состава, и юмор – порою, совершенно «недетский», сродни «восточности» «Белого солнца пустыни»...
ТОСТ ВТОРОЙ.
Соловей сказал однажды павлину:
— Стоит мне лишь завести трель, как люди собираются слушать чистоту и красоту моего голоса.
Павлин послушал и решил, что с помощью своего сказочно прекрасного оперения он приобретёт себе такую толпу поклонников, какая соловью и не снилась. Он отправился в толпу людей, стал пыжиться и ежеминутно складывать и распускать свой хвост так, чтобы это всем бросалось в глаза, пока один из людей произнёс:
- С этим несчастным павлином что-то не в порядке. Наверное, он чем-то болен.
И они схватили павлина и убили его, чтобы его болезнь не распространилась на их домашних птиц.
Так выпьем за красоту настоящую, ту, что создаётся самой Природой!
О красоте... «Волшебная лампа Аладдина» изобилует по-настоящему красивыми людьми, смотреть на игру которых и на которых доставляет эстетическое удовольствие - сродни любованию скульптурами Кановы. Удивительная грузинская красавица (с какой-то абсолютно несоветской красотой) Додо Чоговадзе – словно сошедшая с картин своих сородичей.
Борис Быстров – Аладдин – с совершенно иконописным светлым ликом.
И оба они – живые, не несущие свою красоту как драгоценный сосуд, а искренние, настоящие!..
Совершенно бесподобный Отар Коберидзе, наполнивший своего Султана одновременно и обаянием стопроцентной пробы, и тонкой иронией, и поразительной водевильной лёгкостью – так и ждёшь, что его персонаж вдруг сделает этакий антраша и затянет пару куплетов вроде «если б я был султан».
А как по-настоящему, по-человечески красива возрастная Екатерина Верулашвили в роли матери Аладдина: «... Когда мне было три года, я уже знала, что такое коза!» - и ещё с этим неподражаемым кавказским акцентом!.. И даже злодей-колдун в исполнении Андрея Файта необычайно симпатичен и стилен, будто и не злодей вовсе, а человек, вынужденный в силу обстоятельств немного «позлодействовать». Ах, что за актёры!!!
ПЕРЕКУР.
- А вы помните это... когда он в кувшине оказался? «Мубарак, зачем ты залез в этот кувшин?.. — Залез он или не залез, это нас уже не интересует. Если ему больше нравится целый горшок, чем полцарства и рука дочери моей Будур, пусть лазает по горшкам. Да возвестят в Багдаде!»
- А мать – помните?.. «— Не ссорьтесь! Я тебе подарю прялку. — А что это такое? - Посмотришь — тебе понравится»
- А наимудрейший? «— Поистине, сон не есть не-сон, а не-сон не есть сон. Итак, не про сон сказать, что это сон, — всё равно, что про сон сказать, что это не сон. Говоря коротко, про не-сон сон, или сон про не-сон...»
- А это... по-настоящему философское: «- Я твой друг... Но я – раб лампы!»
ТОСТ ТРЕТИЙ.
Увидела Радуга, что её так любят люди, и захотела всё время над ними сиять.
— А ты подумала, что для этого всё время должны быть дожди и грозы? — спросило у неё Солнце.
— Нет, — призналась Радуга и отказалась от своего желания.
Так выпьем же за то, что Хорошего много быть не может, иначе как бы тогда мы отличали Хорошее от Обыденного или даже Дурного?
Да, «Волшебная лампа Аладдина» - это именно та Радуга, именно то редкое Хорошее, что штучно снималось в советском кино, и создавало тот незабываемый звёздный фон, на котором даже многочисленные производственные и идеологические фильмы выглядели вполне крепкими, хоть и кажущиеся сейчас несколько наивными, работами.
Кто сегодня может назвать хотя бы пару современных детских кинокартин, сколь-нибудь «лежащих рядом» с «Волшебной лампой Аладдина» или «Приключениями Буратино»? И не тужьтесь... Их не существует! И тем ценнее память о нашем нынешнем юбиляре! Чесслово... за него и под него готов был бы опустошить целую бутылку пресловутого амонтильядо, да, боюсь, войду в суровое противуречие с трендами Партии и Правительства, а это нынче если и не наказуемо, то порицаемо – уж наверняка.
ЗДЕСЬ - предыдущая статья цикла "Вестерну "Красное солнце" - 50!"
Остальные статьи цикла, а также краткий гид по каналу «ЛУЧШЕЕ» - ЗДЕСЬ
ЗДЕСЬ - ПОЛНЫЙ каталогизированный гид по каналу
С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ