Найти тему

Читая Ленина. Часть вторая. Как и зачем делать любое ДЕЛО.

«Вот о чем надо мечтать!..» В.И. Ленин «Что делать?»

Взялся как-то переосмыслить прочитанное у Ленина по одной простой причине. То, что пишет наш Владимир Ильич, размышляя над различными сторонами революционной, классовой борьбы социал-демократов того времени, очень применимо не просто к сегодняшнему дню, но универсально вообще для любого ДЕЛА, которое делается не «для галочки» и по готовым инструкциям, но сверяясь с ударами собственного сердца и сердец людей тебя окружающих. Поразительно, как в различных главах этого достаточно объемного труда я находил рифмы если ни целые отрывки текста, совпадающие с тем, что я пишу о нашей жизни, через призму исследования сторителлинга.

Я уже писал в первой части об отношении Ленина к либералам. Здесь статья с этого начинается. Владимир Ильич сразу проводит красную черту между социализмом и либерализмом, как между НАСТОЯЩИМ, ОБЩИМ ДЕЛОМ и тем, что применяя красивость фразы, пытаются не только скрыть пустоту и нищету идейного «кошелька», но и всячески мешают этому ДЕЛУ. «Свобода – великое слово, но под знаменем свободы промышленности велись самые разбойнические войны, под знаменем свободы труда – грабили трудящихся…» Ленин не только не стесняется в выражениях, представляя свое отношение к либерализму, но и обозначает, свое намерение жестко противостоять ему.

«О да, господа, вы свободны не только звать, но и идти, куда вам угодно, хотя бы в болото; мы находим даже, что ваше место именно в болоте, и мы готовы оказать вам посильное содействие к вашему переселению туда. Но только оставьте тогда наши руки, не хватайтесь за нас и не пачкайте великого слова «свобода», потому что мы ведь тоже «свободны» идти, куда мы хотим, свободны бороться не только с болотом, но и с теми, кто поворачивает к болоту!»

Сегодня уже от наших либералов мы часто слышим словосочетание «свобода слова». И всякие вопли, и стоны, что мол нет никакой «свободы» в смысле печатного и устного слова. Но, к чему сводится у них эта воображаемая «свобода слова». Чем по сути является, если судить о них по делам их. У Ленина тоже были подобные вопросы (правда тогда это называлось «свободой критики»): «… пресловутая свобода критики означает не замена одной теории другою, а свободу от всякой целостной и продуманной теории, означает эклектизм и беспринципность». Ровно такая бессистемность и беспринципность вытекает из того, что сегодняшние либералы называют «свободой слова».

Далее… Вспоминая Энгельса, Владимир Ильич говорит о важности теоретического, практически научного подхода к делу (конкретно для него к классовой борьбе). «Без революционной теории не может быть и революционного движения». Именно серьезная, глубокая, систематизированная теория должна стоять во главе угла любого ДЕЛА. Иначе, «…равнодушие ко всякой теории является одной из главных причин того, почему английское рабочее движение так медленно двигается вперед, несмотря на великолепную организацию отдельных ремесел…»

Что особенно важно, Ленин указывает на особую роль «вождей» (руководителей, начальников, предпринимателей и др.): «обязанность вождей будет состоять в том, чтобы все более и более просвещать себя по всем теоретическим вопросам… …. Иметь ввиду, что социализм, с тех пор, как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, т.е. чтобы его изучали…» Любое ДЕЛО создается и развивается по законам определенной науки, которая нуждается в подробном изучении и практическом применении к данному делу. Одной из таких наук, законы которой пронизывают любую сферу человеческой деятельности, является сторителлинг. Кто по-настоящему и глубоко его изучал?

Дальше следует критика Лениным «стихийности рабочего движения», как противоположности научного подхода: «…всякое преклонение перед стихийностью рабочего движения, всякое умаление «сознательного элемента», роли социал-демократии означает тем самым усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих… …социалистическое сознание представляется необходимым результатом пролетарской классовой борьбы… …сознание может возникнуть только на основании глубокого научного знания…» Любые научные и теоретические изыскания важны не сами по себе, но для формирования осознанности аудитории Рассказчика (вождя). То есть работа над осознанностью тех, с кем вы замыслили ВАШЕ ДЕЛО.

В какой-то части статьи Ленин вспоминает, как бы смешно не звучало, наших сегодняшних блогеров и людей, закопавшихся в соц сетях: «… «правда про рабочую жизнь» восхищала всех. Среди самых отсталых рабочих развилась настоящая страсть «печататься»…» Неправда ли мило? Но, конечно, тут же делает комментарий к собственным словам: «самопознание рабочего класса неразрывно связано с полной отчетливостью не только теоретических… но на опыте политической жизни выработанных представлений о взаимоотношении всех классов современного общества…»

Еще раз подчеркивая системную работу, он снова акцентирует внимание на роли «вождей» (сторителлеров): «чтобы принести рабочим политическое знание, социал-демократы должны идти во все классы населения, должны рассылать во все стороны отряды своей армии… …идеалом социал-демократа должен быть не секретарь, а народный трибун…» Народный трибун! Он и место работы этого трибуна тут же обозначает: «А трибуной для всенародных обличений может быть только общерусская газета. Без политического органа не мыслимо в современной Европе движение, заслуживающее название политического…» Не забываем, что мы, в этой статье, говорим не только и не столько о классовой борьбе, но о любом ДЕЛЕ, которое имеет в своем потенциале качественные сдвиги и перемены, переходы на новые уровни развития в любой сфере человеческой деятельности.

В этом смысле мне, как сторителлеру, было важно и радостно увидеть в тексте классика марксизма-ленинизма слово «энергия», которое Ленин употребляет многократно в разных контекстах. Но, каждый раз придавая ему чуть ли ни определяющее значение. О чем вы и от меня могли слышать и в моих выступлениях о сторителлинге и читать в статьях, касающихся сторителлинга и коммуникации. В этом смысле он буквально связывает наличие энергии в любом ДЕЛЕ с системной организацией. Противопоставляя последнюю «кустарничеству», которая и сегодня не редкость не только в «стартапах», но и в развитых бизнесах.

Он говорит о том, что «экономисты» (те, кто политическим изменениям предпочитают экономические реформы) и «террористы» (те, кто на другом полюсе, следуют путем экстремизма) «… не понимают нашей практической задачи: создать организацию революционеров, способную обеспечить ЭНЕРГИЮ, устойчивость и преемственность политической борьбы…» Энергию, устойчивость и преемственность. Ключевые, связанные между собою общим смыслом слова. Сто крат он возвращается к главенствованию энергии над формой: «не видите того, знакомого всякому русскому практику факта, какие чудеса способна совершать в революционном деле ЭНЕРГИЯ не только кружка, но даже отдельной личности…» и снова он обращается к «вождям» (сторителлерам), обращается с критикой: «…причину современного кризиса в русской социал-демократии, в отсталости руководителей («идеологов», революционеров)…»

Ленин начинает говорить о важности воспитания «профессиональных революционеров», а я говорю о важности воспитания «профессиональных рассказчиков» в любом ДЕЛЕ (политика, бизнес, управление, социальная среда и благотворительность, образование, искусство, и прочая и прочая, включая силовые структуры). И Ленин мне вторит: «А, между тем как умеет эта миллионная толпа ценить «десяток» своих испытанных политических вождей, как крепко держится она за них!..» При этом, «мы своим кустарничеством уронили престиж революционера на Руси». Ведь в чем одна из важных ролей в любом деле Рассказчика-вождя: «на войне важнее всего внушить веру в свои силы не только своей армии, но и неприятелю и всем нейтральным элементам; дружественный нейтралитет может иногда решить дело…»

Чем ближе к концу статьи, тем больше текст Ленина мог бы походить на лекцию о сторителлинге (искусстве вспоминать, создавать и представлять свои истории людьми и сообществами, вписывая их в глобальные контексты, проявляя внутренние ценности и смыслы).

Он говорит и об армии репортеров социал-демократов влезающие во все мыслимые тайны общества, раскрывая и описывая их. И о необходимости общерусской газеты, создание и работа над которой уже была бы движком развития общества (мы читаем «любого ДЕЛА»). При этом, такая газета должна всегда быть готовой поддержать любое полезное и правильное движение внутри этого дела. Ну а последующие цитаты, это просто открытым текстом про СТОРИБАНКИ: «…основание особой рабочей библиотеки для обслуживания нужд всего движения…», «местная работа стала бы богаче и разностороннее, чем теперь: политические и экономические обличения, собираемые по всей России, давали бы умственную пищу рабочим всех профессий и всех ступней развития, давали повод для бесед и чтений по самым разнообразным вопросам…»

При этом он подчеркивает миссию «бумажного дела»: «дать нить связывающую разные действия в разных областях… …у нас есть камни и каменщики, не хватает именно видимой для всех нити, за которую все могли бы взяться…» Очень рифмуется с притчей о трех каменщиках, без которой не обходится ни одно мое выступление или практикум по сторителлингу. Ну и уже в конце Владимир Ильич обозначает суть этой миссии: «Люди, занятые по всей России витьем нитей организации, тянущейся от общерусской газеты, не только не проглядели весенних событий, а дали нам возможность предсказать их…»

На сегодня, пожалуй, все. У меня будет только одна просьба к тем, кому не безразлично то ДЕЛО, которым либо только начал заниматься, либо занимается уже давно. Перечитайте эту длинную статью еще раз. А захотите и Ленина заодно…

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц