Найти тему
10,5K подписчиков

Психолог детского сада: как проходит консультирование родителей

640 прочитали

В среде современных родителей до сих пор бытует вредный миф о том, что поход с ребенком к детскому психологу – это только для неблагополучных семей, а обращаться к нему в школе или детском саду стоит только в критической ситуации, когда существуют серьезные проблемы. Однако даже в жизни самых образцовых мам и пап возникают моменты, которые сложно или невозможно разрешить без своевременного обращения к специалисту. И тогда внезапно выясняется, что психолог детского сада вовсе не страшный доктор с огромным шприцем и длинным списком препаратов, а человек, который в процессе общения и даже игры помогает взрослым перестроить мышление для успешного развития ребенка. О том, как строится работа психолога ДОУ, а также о самых частых проблемах, возникающих у дошкольников, редакции рассказала педагог-психолог школы №1598 г. Москвы Ольга Латухина.

В среде современных родителей до сих пор бытует вредный миф о том, что поход с ребенком к детскому психологу – это только для неблагополучных семей, а обращаться к нему в школе или детском саду стоит

Ольга Владимировна, давайте начнем с самого основного. Какова специфика консультирования не у стороннего психолога, а в образовательной организации? Зачем вообще нужно психологическое консультирование родителям дошкольников?

В целом, консультирование – это процесс общения психолога и родителей, в ходе которого мамы и папы начинают подходить к родительству более осознанно, учатся понимать своих детей.

Консультирование в детском саду и консультационном центре – две большие разницы. Если после получения консультации в специализированном центре вряд ли возможна долгосрочная обратная связь, то консультирование психолога в детском саду, куда ходит ребенок, подразумевает неоднократное общение, выстраивание отношений «психолог − семья». Это, с одной стороны, очень большой плюс, а с другой стороны минус − родители опасаются: «Этот психолог знает всех в нашей группе, вдруг расскажет другим родителям, какие мы плохие, а мы этого совсем не хотим!»

Помимо прочего, родители склонны путать психолога с психиатром. До сих пор существует миф, что психолог работает только с неблагополучными детьми, а если все хорошо, то идти к нему не нужно. Поэтому я считаю родителей, которые обращаются к психологу в детсаду, очень смелыми людьми.

Какие форматы работы психолога с родителями наиболее часты? Какие предпочитаете лично вы?

Для меня удобным форматом консультативного общения с родителями стали группы кратковременного пребывания. В нашем детском саду такая группа организована на базе консультативного центра. В основу ее работы положены игры, предлагаемые воспитателем в определенной последовательности: сенсорные, музыкально-ритмические, простые сюжетные предметные, коммуникативные, игры на освоение пространства. При этом коммуникативные игры на каждой встрече обязательны. Остальные психолог и воспитатель предлагают уже индивидуально, в зависимости от состояния детей и настроения родителей.

Играя и общаясь с детьми, я получаю колоссальный объем информации, который не заменить анкетами, опросными листами, беседами с воспитателями. Я вижу, чувствую детей и родителей. А родители в свою очередь, наблюдают за мной, реакцией на меня детей и начинают понимать: психолог − это не страшно, работать с ним интересно и комфортно. Так выстраиваются доверительные отношения, мотивация задавать психологу вопросы.

Часто консультация происходит прямо в группе − если ребенок уже может какое-то время поиграть сам, у нас с мамой есть возможность пообщаться.

Почему именно игровая форма предпочтительна для взаимодействия между родителями, детьми и психологом?

Игра для ребенка − форма познания мира, естественная, биологически оправданная деятельность. В игре ребенок живет, для него все реально и по-настоящему. И именно в процессе игры рождается доверие между психологом и родителями. Очень часто постфактум приходится слышать от родителей: «Ой, а я и не думал(а), что это так интересно, важно». Или обратная ситуация, психолог предлагает родителям: «Посмотрите, что ваш ребенок делает, как играет, как через игру реализуются его потребности и проявляются черты характера». Игра хороша наглядностью, включенным наблюдением.

Если говорить непосредственно о вопросах, с которыми к вам обращаются родители, что превалирует?

За 30 лет моей профессиональной деятельности дети изменились: появилось больше импульсивных малышей, истощаемых, двигательно расторможенных. Изменились и родители: если 15-20 лет назад основной запрос был на раннее развитие, то сейчас он реализован, фокус сместился в сторону поведенческих, эмоциональных аспектов, проблем с послушанием, недостаточной самостоятельностью ребенка, гиперактивностью или застенчивостью. При этом родители мечтают о свободе для ребенка. Например, не так давно одна из мам попросила меня «не заставлять ребенка убирать игрушки: это ломает его характер и подавляет самостоятельность».

Благополучные родители чаще озабочены тем, чтобы дети соответствовал их надеждам, представлениям об идеальном ребенке, образ которого они сами себе нарисовали. В моей практике была ситуация: благополучная семья, внимательные родители, нормативный ребенок, но мама и папа обеспокоены тем, что малыш отличается от их «идеальной картинки», не очень активен и коммуникабелен. Мне было достаточно объяснить, что представления не обязательно должны совпадать с реальностью, и акцентировать внимание на достижениях, успехах и способностях ребенка.

Иногда родители обеспокоены перспективами ребенка при попадании в новую социальную среду, тот же детский сад.

Бывает, что задают «технические» вопросы: почему ребенок, например, не делится игрушками вовсе или делится слишком часто? Если они не заинтересованы именно в консультировании, достаточно просто разъяснить, например, на групповой встрече, мотивы каждого элемента поведения малыша.

Сегодня часто случается, что молодые мамы, начитавшись псевдонаучной литературы, приходят к выводу, что их малыш психологически развивается неправильно, его поведение, реакции срочно нужно «переделывать», иначе у него всю жизнь «все будет не так». Другие родители, напротив, уходят в глухую оборону: «отстаньте от моего ребенка, у него и так все нормально». С такими взрослыми тоже нужно выстраивать доверие, но это процесс непростой.

А если говорить о детях, у которых действительно есть проблемы? Как вообще, по каким критериям они классифицируются, выявляются?

Сложным ребенок может быть по разным причинам, в том числе физиологическим. Если у малыша не все хорошо со здоровьем, нужно смотреть, какого плана отклонения: социально-эмоционального, интеллектуального, и с этим разбираться. Если психолог понимает, что происходит, дальше стоит направить родителей к врачам, посоветовать хороших специалистов. В районных поликлиниках доктора часто сильно перегружены. Очень хорошо, если психолог владеет информацией, к кому конкретно направить родителей, чтобы ребенку оказали квалифицированную и своевременную помощь, и убедить взрослых пойти именно туда.

Второй тип сложностей − когда здоровье ребенка отвечает нормам, но налицо педагогическая запущенность, поведенческие отклонения, связанные с темпераментом малыша. Здесь помогают как раз игровая терапия или телесно-ориентированные практики. При этом психологу важно не только организовать участие детей в играх в детском саду, но и обучить их проведению родителей, чтобы они могли применять их в рамках домашних занятий.

Какие проблемы остаются вне поля зрения родителей? Какие задачи вызывают затруднения у ваших коллег-психологов?

К сожалению, многие мамы не обращают внимания на распространенные сейчас проблемы с моторно-двигательными функциями детей. На этом приходится фокусироваться мне, но бережно, чтобы не оттолкнуть родителей. В этих случаях общение в группе весьма удобно: мама наблюдает за своим ребенком, ей гораздо проще о нем рассказывать в такой ситуации. Мамы также могут в режиме реального времени учиться друг у друга.

Отмечу еще, что индивидуальное общение с детьми и родителями воспитателю и психологу становится организовать все труднее. Ведь сейчас в группах большинства государственных детских садов по 30-40 детей. И это та самая проблема, которую нам вместе с коллегами, представителями власти и родительским сообществом стоит начать решать как можно скорее.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.