Найти тему
Azarova.psy

ЭССЕ: последствия запрета гаджетов детям

Личное фото автора
Личное фото автора

Всем привет! В одной из прошлых статей я писала про отношение россиян к мультику "Маша и медведь". Сегодня хочу поговорить про запрет на гаджеты для детей.

Начну с того, что мы, по меткому замечанию Илона Маска, не то чтобы киборги, но близки. Технологии опутали нас своей сетью; стоит забыть дома телефон или умные часы, и оказываешься в состоянии дезориентации. Без телефона не назначить встречу, сложно найти собеседника, да просто не оплатить покупки! А главное, отсутствие телефона будет сопровождать странное чувство, будто не хватает руки.

Такое положение дел должно сообщать нам, что будущее из фантастики уже, в общем-то, наступило. Каждый желающий может вживить себе подходящий чип. Чаще это делают по медицинским показаниям, но иногда вживление продиктовано получившимся в результате удобством, и медицина не при чем. Это, конечно, стоит денег, но люди это делают.

Можем ли мы охватить взглядом все изменения, что произошли за последние 50-20 лет? Можем ли мы выстроить цельную картину современного мира со всеми его возможностями "здесь и сейчас"? Лично мне сложно; я часто читаю про технологии, и удивляюсь: да неужели уже делают?! Ведь еще только "вчера" заявляли, что собираются начать изучать вопрос, а вот уже и ответ. О чем это говорит? Очень большая скорость изменения мира. И скорость эта только растет. Нам, взрослым, имеющим большой багаж опыта трудно все время не оглядываться на это прошлое. Мы постоянно предпринимаем попытки как-то связать это прошлое с нашим будущем, но правда в том, что связывает их мало что. Мне 35, и мое прошлое никак не подходит к реалиям современного мира. В прошлом ничего не было из того, что есть сейчас. Всему пришлось учиться "здесь и теперь".

Что ж, если вы дочитали длинное вступление, то спешу вас порадовать: теперь перейдем к сути упомянутой в заголовке теме.

А что же дети? Дети живут в настоящем, и длительный период не имеют привычки оглядываться на опыт. Речь не только про малышей. Дети начальной школы, средней школы тоже не особо интересуются вопросами сравнения что там было раньше. Нет, их интересует вопрос, что есть.

Такое умение не оглядываться позволяет детям легко принимать все изменения мира, что в свою очередь стимулирует желание изучать этот мир. Ребенок всегда развивается в контексте настоящего времени. Наблюдения психологов за несколькими поколениями показали, что дети лучше ориентируются в современности. Они быстрее осваивают программы, легче и проще знакомятся с технологичными новинками.

А теперь посмотрим на ситуацию объективно, как бы отдалившись от проблемы частной. Если мир взрослых немыслим без гаджетов и компьютеров, если мы с телефонами спим, едим, гуляем, даже в туалет ходим (!), то как мы можем надеяться, что мир детей не будет продолжать эту глобальную цифровизацию, что они откажутся от технологий? Каждый ребенок повторяет за родителями - так устроена эволюция, каждое последующее поколение развивает то, что начали родители. И если мы что-то начинаем строить, предполагая, как это будет в будущем, то дети уже живут в этом "будущем". Будущем для нас, настоящим для них.

Запрет на гаджеты

Вот мы и дошли до самого важного. Давайте зададимся еще одним вопросом. Если ребенок есть неотъемлемая часть настоящего, в котором присутствуют гаджеты, то не является ли запрет на них по сути запретом на развитие?

Ведь ребенку нужно постигать эту науку. Так или иначе он должен освоить компьютер, ведь этот навык будет очень важным в трудовой деятельности. Конечно, нагрузка должна быть постепенная, но если мы говорим про дошкольников, то умение играть в простые игры, умение пользоваться телефоном или часами именно для совершения звонков, умение пользоваться мессенджерами являются, так сказать, основой. Им нужно научиться этому, а значит, нужно этими функциями пользоваться.

Второй вопрос, который нам следует задать себе, это вопрос обхождения запретов. Запретили мы детям гаджеты и компьютеры, и можем ли мы быть полностью уверенными, что они не обойдут запрет? Я видела немало примеров, когда запрет не работал. Например, я встречала группу ребят 8-9 лет, которые повадились ходить в районную библиотеку - играть или общаться на компьютере. Запрет оказалось обойти проще, чем можно было предполагать. Лазейки есть всегда. Совсем малыш, конечно, не обойдет этот запрет, но здесь нас поджидает третий вопрос:

Не покажется ли вашему ребенку крайне несправедливым то, что себе вы позволяете гаджеты и компьютер (даже если это "только по работе". У детей до 6-7 лет понятие "работа" не сформировано, для них это пустое слово. Они просто видят, что вы за компьютером, и им интересно узнать, зачем), а ему не позволяете? Это важный вопрос, потому что если ребенок чувствует некую несправедливость в отношении себя, то закономерно перестает вам верить (аналогия для понимания последствий: наша партия власти. Ей никто не верит, последствия видят все). Доверие в отношениях родителя и ребенка - самое важное. Его невозможно переоценить. Это ваш тайный способ хоть как-то помогать ребенку наделать меньше ошибок, когда придет подростковый возраст. Чем больше доверие, тем лучше слушает вас ребенок. И наоборот.

В заключение хочу сказать, что я не считаю правильным отстраниться от ребенка, заменив себя и реальную жизнь на гаджет. Поэтому в следущей статье я планирую рассказать, как привить ребенку любовь к прогулкам, к играм в реальности, чтобы досуг в жизни вашего ребенка был максимально разнообразный и полезный.

На этом все. Пишите свои размышления на эту тему, с удовольствием пообщаюсь. Пока-пока!