Найти тему
Мария Гюнтер

Инкубация как необходимое условие творческого процесса

В предыдущих статьях я уже касалась вопросов контейнера, сакрального пространства - теменоса. Сейчас хотелось бы продолжить рассмотрение этих тем в свете творческого процесса души. Это имеет отношение как к реализации конкретной внешней задачи, так и прохождения личной индивидуации.

В первой половине XXв. английский соц.психолог и соучредитель Лондонской школы экономики Грэм Уоллес написал книгу "Искусство мышления", в которой выделил четыре этапа творческого мышления: подготовку, инкубацию, озарение и проверку. Подготовка касалась накопления знаний о проблеме, исследования ее в разных контекстах, формирования символического поля для будущей работы. Инкубацией автор назвал период вынашивания "решения" в фоновом режиме, переключение сознательной деятельности на другие задачи. Озарение Г.Уоллес описал на основе мысли французского математика, физика А.Пуанкаре, согласно которой в какой-то момент времени все идеи, собранные на стадии подготовки, внезапно преображаются в сознании субъекта и появляется новый продукт. Затем следует стадия проверки полученного решения на опыте, в сфере материальной реальности.

Г.Уоллес, 1858-1932гг.
Г.Уоллес, 1858-1932гг.

Остановимся на понятии инкубации подробнее. Этот термин употребляется в медицинской, психологической, культуральной областях. 
Согласно мед.определнию из словаря Дудьева В. "Психомоторика" (2008) он означает:
-скрытое, без внешних проявлений размножение и развитие в организме внедрившихся в него болезнетворных микробов.
Оксфордский большой медицинский толковый словарь (2001) дает еще два определения: 
-процесс развития яйца или каких-либо внедрившихся в организм микробов без внешних проявлений; 
-обеспечение искусственно поддерживаемых условий для недоношенных младенцев, которые создаются в инкубаторе.

В психологии существуют следующие дефиниции. 
-гипотетический этап творческого процесса, во время которого целесообразно отложить решаемую проблему в сторону и переключить внимание на что-либо другое. (Психологический словарь. М.Владос, 2007)
-период, когда человек, занятый решением задачи, не работает активно над ней. По свидетельству некоторых людей именно в этот период взятого «тайм-аута» им в голову и приходило нужное решение. (Халперн, Психология критического мышления, 2000)
- 1. период вынашивания, необходимый, чтобы довести что-либо до той точки, где оно обретет форму и субстанцию. Это корневое значение. 2. в биологии – период, необходимый для того, чтобы высидеть яйцо до того момента, как из него вылупятся птенцы. 3. в когнитивной психологии – период времени, в течение которого не предпринимается никаких сознательных попыток для решения проблемы, но который завершается решением. (Оксфордский толковый словарь по психологии, 2002).

Наряду со сказанным полагаю важным привести еще одно определение из "Большой энциклопедии по психиатрии" Жмурова В.А.: 
- в психопатологии – период времени, в течение которого формируется бредовая структура.
Это добавит ложку дегтя в бочку меда и напомнит нам о неизбывности теневой стороны любого процесса. 

С юнгианской точки зрения в этот период формируется специальное пространство на границе сознания и бессознательного, выделенное под занимающую нас идею, где она обрастает ассоциациями, проникает в сновидения, связывается с образами фантазий, опыта прошлого. Это символическая "беременность" чем-то важным: мы можем заниматься другими делами, но работа внутри нас продолжает происходить. Мы ее не останавливаем, но разворачиваемся к бессознательному и позволяем иррациональной, невидимой стороне - как участнику - совершить свое дело. 
Крей Сеймур, американский инженер и создатель ряда суперкомпьютеров, в качестве переключения копал тоннель под своим домом. По его словам, в это время «эльфы приходили к нему с решениями его проблем». 

В алхимии opus magnum происходит в несколько этапов. Он начинается с создания т.н. ovum philosophorum - яйца философов - зачатка, сосуда будущего творения. 

(См. мотив творения мира из яйца из финно-угорского эпоса: 
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать – земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.
(Калевала, пер: Л.П.Бельский).

Дальнейшие операции над прима материей происходят в закрытой реторте.

-2

Символически это означает необходимость закрытия контейнера для того, чтобы в нем произошла психологическая работа над изначальной идеей. 

В Др.Греции человек, приходящий за исцелением к Асклепию, проводил ночь в отдельном помещении. Здесь ему снились пророческие сны, указывающие на верное направление дальнейшего движения.

Асклепий, др.греч. бог медицины
Асклепий, др.греч. бог медицины

С юнгианской точки зрения мы говорим о работе трансцендентной функции, актуализирующейся при большом  напряжении между протиповоложными полюсами. Именно она приводит к рождению нового продукта, третьего над двумя.

-4

Важно отметить, что инкубация может стать патологической, когда нарушается ее временные и внутрисодержательные элементы. Слишком долгое уединение, передержка контейнера закрытым приводят к тому, что уже появившаяся идея, могущая быть вынесенной в материальный мир, утрачивает свою креативную силу, обрастает содержаниями негативых полюсов сизигии (Анимуса-Анимы), превращается в отравляющий саму психику носителя объект. Мне приходит на ум несчастная судьба Медузы Горгоны. Согласно мифу, изначально она была прекрасной юной девушкой, в которую влюбился бог Посейдон. Преследуемая им, Медуза спряталась в храме Афины, но Повелитель морей настиг ее и там. В гневе за осквернение храма Афина превратила Медузу в чудовище. И впоследствии Медуза Горгона умерщвляла своим убийственным взором любого встреченного человека. В этой истории произошел трагический разворот энергии и он вызывает много сочувствия.

-5

Метафорически: в свое время яйцо должно быть разбито для вынесения нового продукта в мир.

Таким образом, мы должны учитывать особенности этой стадии творческого процесса нашей души, давать возможность ему быть (напр., юнгианский аналитик и ближайшая ученица К.Г.Юнга М.-Л. фон Франц отмечала, что всегда переживает депрессию перед рождением новой идеи), но и держаться здоровых рамок (проходить между Сциллой и Харибдой), как в любом другом процессе.