Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли не на первом месте. Нам становится понятнее этот подход если мы вспомним, в какое время жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя огромной физической выносливости; ведь он должен был много ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Требования времени опять-таки, как в зеркале, отразились в педагогической системе Локка. Духовность в воспитании детей сильно пострадала, стала весьма ущербной и почти не нужной.
Поскольку Локк имел в виду прежде всего воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных манер и навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания он считал также выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой.
Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Умственное воспитание — чтение, письмо, рисование, родной язык, французский язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, этика, история и законоведение, бухгалтерия, верховая езда и танцы. Эта программа полностью порывала со средневековыми традициями. Каждый предмет должен приносить ощутимую пользу, такого мнения придерживался Локк до конца своей жизни. Педагог придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей лишь к обрядам и ритуалам, а личным примером вызывать любовь и почтение к Богу как к личному высшему Существу.
Он считал, что обучение должно опираться на интересе и любознательности детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.
Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — этот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим, если даже они сильно ему не нравятся. Он должен уметь руководить своими страстями, подчинять их велениям рассудка. Характер, воля и дисциплина — важнейшие задачи воспитания. Власть воспитателя над воспитанником сначала дадут страх и уважение, а уже потом эту власть будут поддерживать любовь и дружба.