Финал рассказа про работу над сценарием «Искателей потерянного ковчега» от замысла до съемок. Как Стивен Спилберг и Харрисон Форд меняли сценарий.
В предыдущем выпуске Лоуренс Каздан сократил первый драфт на треть и вычеркнул несколько персонажей, а новые правки возникали каждый раз, когда Стивен Спилберг утверждал очередного актера на роль.
«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).
ПЯТЫЙ ДРАФТ (АПРЕЛЬ 1980)
К концу 1979 года Лоуренс Каздан с головой погряз в режиссерском дебюте. Но Спилбергу требовался пятый драфт, после сдачи которого Каздан погрузился в собственный проект настолько, что даже не смог выкроить время, чтобы посетить съемочную площадку «Искателей...».
По настоянию Спилберга, в отношениях Инди и Мэрион возникла постоянная шутливая пикировка.
Кроме этого Спилбергу не нравились определенные черты Индианы Джонса, который с одной стороны был профессором археологии и антропологии в колледже, а с другой – солдатом удачи, скользким типом, балансирующим на грани закона.
Но помимо этого, Инди еще и плэйбой, который проводит ночи в клубах и швыряется деньгами. Спилберг считал, что персонаж переусложнен, но эта сложность не работает на существующую историю.
Каздан избавился от ненужных обременений и добавил новую сцену в салуне, где Мэрион перепивает оппонента.
Принципиальные изменения коснулись финала.
Лукас, Спилберг и Каздан с самого начала хотели, чтобы история была реалистичной, лишь чуть-чуть раздвигая границы правдоподобия. Но некоторые из аттракционов не укладывались в эту стратегию – особенно финал, в котором Инди и Мэрион спасались с острова, а тот взрывался и убивал всех нацистов. Такая развязка была слишком «бондовской».
«Финал разросся, – вспоминал Лукас. – С самого начала мы знали, что после открытия Ковчега должно произойти некое событие.
Но по мере работы над сценарием, событие становилось все масштабнее. Оно стало кульминацией, а к нему вела большая сцена погони. И мы от всего этого избавились, когда осознали, о чем на самом деле наша история: она о Ковчеге. И кульминация должна быть завязана на нем, а не на очередной погоне».
Из бюджетных соображений были удалены две большие локации.
Во-первых, под нож пошла вся китайская линия – для удешевления производства было решено не ехать в поисках джунглей на Восток, а снять их на Гавайях.
Во-вторых, не повезло слишком дорогой сцене гонки на вагонетках.
Драфт был закончен.
В мае пришли последние правки от юриста Дебби Файн.
Во избежание возможных исков к продюсерам картины, она настояла, чтобы имя Беллока было изменено с Эмиля на Рене, национальный музей в Вашингтоне превратился в «крупный музей в Вашингтоне», а Маркуса Броуди персонажи могли называть только «Маркус Броди» или просто «Маркус», но ни в коем случае не «Броди» – потому что в музейной администрации служил реальный человек с такой фамилией.
СЪЕМОЧНЫЕ ПРАВКИ (ИЮНЬ-ОКТЯБРЬ 1980)
На съемках работа со сценарием продолжалась без Лоуренса Каздана.
Харрисон Форд отточил характер Индианы Джонса.
Спилберг видел в Инди старомодного киногероя: любовника, грубияна и любителя подраться, который не лезет за словом в карман. Вместе с Фордом они избавили Инди от джеймсбондовщины – едва профессор надевал полевую одежду, он превращался в антигероя из преисподней, покрытым пылью, ссадинами и с грязью под ногтями.
По мере съемок Спилберг нашел ритм картины и редактировал сценарий: зачем тратить десятки страниц на одно только раскрытие персонажа, если эта информация понятна ассоциативно из импровизаций Харрисона Форда и Карен Аллен, которые уже вжились в своих героев?
Везде, где возможно, он делал крепкий концентрат из первоначальной сцены. Новые диалоги становились короче. Когда Форд не мог запомнить реплику, он предлагал на замену пикантный ванлайнер. Все делалось радо того, чтобы история стала понятнее, а фильм – стремительнее.
Фильм вышел в июне 1981 и к апрелю 1982 стал четвертой самой кассовой картиной в истории после «Челюстей» и двух «Звездных войн».
Сиквел был вопросом решенным, ведь Спилберг, Форд и Лукас сразу договорились о трилогии. Спустя два месяца после премьеры Спилберг, Лукас и сценаристы Глория Катц и Билл Хайк взялись за разгон «Искателей II». Но это уже другой лонгрид.
Конец.
«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).