Найти тему
Nerf this gameblog (архив)

Что лучше: «Противостояние» или Sudden Strike?

И так, #Противостояние . Как много ностальгии звучит в этом слове для уха отечественного геймера... Вы ведь во дворе в детстве тоже спорили что лучше: «Противостояние» или «Блицкриг»? А что если я вам скажу, что «Противостояние» — это не одна серия игр, а две (или даже три) разные игры и несколько нелегальных модов на движке? Но последние оставим для воспоминаний об играх типа Wet Empire.

Начнем с 1997 года, когда вышла «Противостояние». Все в том же дворе её причисляли к жанру #стратегия и делают это успешно до сих пор. Но все же, она отличается от стратегий тем, что это варгейм в реальном времени. Конкретное название подобному жанру так и не дали. Кто-то говорит, что это real-time wargame (RTW), кто-то предпочитает более лаконичное real-time tactics (RTT)... Но и то и другое определение как бы намекают нам на главную особенность: создавать себе войска из спайса или минералов в пылу сражения не получится — получи войска под роспись и выполняй поставленную задачу.

«Противостояние» разработала контора с отличным названием «Наши игры». Проект даже издавался на Западе под названием Counter Action (в Германии— Ostfront). В России игра получила несколько наград на фестивале Аниграф'97 (ты о таком все равно не слышал, школьник). Но западным игрокам, знакомым с Close Combat (как и об этом, школьник), игра понравилась меньше из-за реализма уровня Warcraft, когда пехота штыками и лопатами может уничтожить танк.

Через год вышел аддон «Противостояние: Опаленный снег». До Запада он так и не добрался, названия на английском языке не получил, а где-то в Германии, возможно, до сих пор сидит немец и ждет любительского перевода к аддону для Ostfront.

В 1999 году компания «Наши игры» перестала существовать, выпустив напоследок картонный бигбокс «Противостояние — Военная хроника», который теперь считается одним из самых дорогих и редких.

Интересно сколько сейчас стоит полный комплект хотя бы в таком же убитом состоянии?
Интересно сколько сейчас стоит полный комплект хотя бы в таком же убитом состоянии?

И хотя студии «Наши игры» больше не было, разработчики из этой компании были живы и здоровы. Они снова собрались вместе, и придумали название помоднее: Fireglow Games. И уже в 2000 году они выпускают #Sudden Strike — та самая игра, где нацисты, Красная армия и сражения большими отрядами. Как Counter Action, но лучше, и сокращенное название звучит, как SS. Издателем игры стала «Руссобит-М», у которой были права на «Противостояние». Поэтому, не долго думая, они выпускают первую часть Sudden Strike под названием «Противостояние 3».

Спустя год вышел аддон, который устанавливался поверх игры (да раньше были и такие) под названием Sudden Strike Forever (в России «Противостояние 3: Война продолжается»). Кроме новых типов карт (осень, зима, пустыня) ничего существенного не добавили. После чего выходит «аддон для аддона» под названием «Противостояние 3: Второе дыхание». Его часто приписывают к Red Ice, но они еще не появились на сцене, и это дополнение, скорее всего, выпустили благодаря «Руссобит-М».

В 2002 году Fireglow Games всем личным составом в количестве 20 человек (вместе с семьями) получили вид на жительство и документы, дающие право работать в другой стране, и уезжают из Санкт-Петербурга на Кипр. В том же 2002 году выходит Sudden Strike 2, которую в России издали под названием «Противостояние 4». В техническом плане игра не сильно изменилась: для техники теперь необходимы экипажи, по железной дороге ходят бронепоезда, а в воде крупные корабли, которые почему-то могут плавать (если корабли не плавают, а ходят, почему тогда есть звание «капитан дальнего плавания», а не «хождения»?) только по прямой. Единственный интересный юнит — это самолёт с агитационными листовками, который переманивает вражеских юнитов на нашу сторону. Из графических нововведений — только погодные эффекты. Портал AG поставил игре 75%, а это уже о многом говорит, ведь понравиться AG в 2002 году — задача не из простых (но откуда тебе это знать, школьник).

Шел 2003 год — последний год сотрудничества Fireglow Games с «Руссобит-М» и появление загадочной Red Ice в качестве партнера в разработке Cold War Conflicts: Days in the Field 1950-1973, более известной русским игрокам как «Противостояние: Азия в огне». Игра была сделана на движке Sudden Strike 2 (как выяснилось позже, это единственный движок, который освоили в Red Ice). Новая техника и сценарии по Корейской войне и Арабо-израильским конфликтам шли в комплекте с игрой. Геймплей трогать не стали, а вот название Sudden Strike из игры по какой-то причине убрали, но приписка «Противостояние» осталась.

После второй части SS Fireglow Games прекратили сотрудничество с «Руссобит-М» и в 2004 году перешли к «1С», выпустив Sudden Strike: Resource War (известную в России как Sudden Strike: Битва за ресурсы). Если коротко, то Sudden Strike: Битва за ресурсы — это тот же Sudden Strike 2, только с возможностью производить юнитов на поле боя во время боя. Игра стала больше походить на классические RTS. И казалось бы, путаницы больше быть не должно, ведь серия Sudden Strike теперь и в России издается под своим названием? Нет, ведь игры из серии «Противостояние» не перестали выходить. Как это возможно? Магия российского геймдева.

Только через 3 года выходит Sudden Strike 3: Arms For Victory, которая кардинально отличается от четырех предыдущих Sudden Strike-ов и шести предыдущих «Противостояний» новым 3D-движком. Вы ведь уже поняли, что отсутствие нового Sudden Strike, не остановило Red Ice и Руссобит-М, которые выпустили в 2004 «Противостояние: Война в заливе». Эта игра известна на Западе как Gulf War. Что касается «Противостояние: Битва за чёрное золото» от 2005 года, то за рубежом игра не издавалась.

Дизайн CD, фотка взята с otzovik.com
Дизайн CD, фотка взята с otzovik.com

Sudden Strike 3: Arms For Victory могла стать этаким глотком свежего воздуха, но конкурент в лице «Блицкрига» уже не первый год наступал на пятки, а 3D было в «Блицкриг 2» с 2005 года. Sudden Strike 3 уступал своему главному конкуренту по всем параметрам, кроме массовки на поле боя. Это был, конечно, не Total War, но запилить 4000 юнитов одновременно на одну карту может не каждая стратегия.

Популярность Sudden Strike неуклонно падала. Разногласия между Fireglow Games и Red Ice о том, что вторые незаконно используют интеллектуальную собственность (код и графику) первых затянулись и не давали ни какого результата. Получилось так, что игры из серии «Противостояние» на старом движке Sudden Strike 2 продолжали выходить и после релиза Sudden Strike 3. В 2008 вышла «Противостояние: Европа 2015». События игры разворачивались вокруг вымышленного конфликта между Россией и НАТО, поцреоты были довольны. В том же году выходит «Противостояние: Принуждение к миру», посвященная событиям произошедшим в Южной Осетии в 2008 году. Видимо, разработчики не стали дожидаться, пока глава "Вооружённый конфликт в Южной Осетии" попадет в учебники истории и выпустили игру, пока тема была актуальна. С учетом провокационной обложки, можно сказать, что это был один из примеров хайпа, еще до того, как это стало мейнстримом.

Последней на данный момент игрой от Fireglow стала Sudden Strike: The Last Stand — самостоятельное дополнение для Sudden Strike 3 которое включает в себя просто набор новых миссий, правки в балансе, мелкие геймплейные улучшения и улучшенный интеллект ваших подопечных. Теперь они без ваших подсказок занимают укрытия, забирают трофейную технику и, в целом, более сообразительны, что зачастую только мешает.

Пока разработчики Sudden Strike забили на свое детище, в 2010 году выходит «Противостояние. 3D. Перезагрузка», известная на Западе как Warfare Reloaded на движке игры Warfare 2008 года и была её ремейком или продолжением. Оригинальная Warfare как и Warfare Reloaded была разработана студией GFI Russia которая больше известна как MiST Land South (создатели культовых в нашей стране «Код доступа: РАЙ» и «Власть закона»), но они сменили название после того как в 2008 году материнская компания GFI и издатель «Руссобит-М» объединились в холдинг «Бествей» (Bestway Group). После этого GFI Russia официально не занималась играми, но таки сделала продолжение\ремейк\аддон к своей стратегии, а Руссобит-М заботливо выпустили ее под брендом «Противостояние», гордо добавив 3D не просто в описание игры, но и в название.

«Противостояние. 3D. Перезагрузка» (2010)
«Противостояние. 3D. Перезагрузка» (2010)

Sudden Strike: The Last Stand так и осталась бы последней игрой в серии Sudden Strike, если бы не немецкое издательство Kalypso Media, которое выкупило права на игру, и передало их венграм из Kite Games. Благодаря этому ходу в 2017 году (спустя 10 лет после выхода третьей части) появилась Sudden Strike 4 и дополнение к ней — Sudden Strike 4: Road to Dunkirk.

С одной стороны — все, как любят фанаты серии. Три кампании: за СССР, Рейх и союзников. Внимание к деталям окружения, снаряжения и историческим событиям. С другой — ни о каких 4000 юнитах на карте речи и быть не могло: вместо движка от Fireglow венгры делали игру на Unity, что накладывало определенные ограничения. Поэтому масштабные сражения Второй мировой превратились в небольшие потасовки, где взвод — ваша максимальная тактическая единица.

Четвертая часть SS получила смешанные отзывы критиков. Показать масштабность она не смогла, поэтому ей пришлось соперничать с «В тылу врага» и Company of Heroes, которые несмотря на возраст, лучше во всех аспектах.

Несмотря на редкие проблески в стратегическом жанре вроде «Казаков», Warcraft 3, Iron Harvest и т.д., к сожалению, приходится констатировать, что стратегический жанр скорее мертв чем жив. Та же Sudden Strike 4 не смогла предложить ничего нового и даже не дотянула до уровня предыдущих частей. Но, учитывая глобальную тенденцию возвращения к прошлым сериям на рынке и любви к стратегиям в нашем регионе, не исключено, что история «Противостояния» на этом не закончена. Who knows, who knows…

Большое спасибо товарищу Kindex23 за предоставление этого материала. Такие креативы спасают мой блог, пока я сгораю на двух работах. Мнение автора текста может не совпадать с мнением автора канала.

Обратная связь: Фан-паблик по Death Stranding | Личный паблик (я там бываю реже, лучше сразу в ЛС)| канал на YouTube |