Человечество не могло существовать без постоянного прогресса, открытий, поиска и внедрения новых изобретений. Сегодня многие из них уже устарели и в них нет необходимости, а другие до сих пор актуальны. Водоворот времени поглотил множество открытий, а некоторые из них ожидали признания и воплощения десятки и даже сотни лет. Сложно решить, какие из изобретений человечества являются наиболее значительными - единого мнения нет.
Тем не менее, универсальный список величайших открытий в истории человечества составлен. И вот первые два из него.
Огонь
Первое место этого изобретения сложно оспорить. Люди давно открыли для себя полезные свойства огня. С его помощью можно было согреться, улучшить вкус и качество еды. Изначально, человек сталкивался с «диким» огнем, возникающим в результате пожаров, ударов молний или извержений вулканов. Страх постепенно сменялся любопытством, поэтому пламя переместили в пещеру.
Со временем человек научился добывать огонь, он стал его постоянным спутником, основой домашнего хозяйства, защитой от диких зверей. Многие последующие великие открытия стали возможны только благодаря огню - изготовление керамики, металлургия, паровые двигатели и т. д.
Путь самостоятельного получения огня был очень долгим - годами люди непрерывно поддерживали огонь в пещере, пока не научились извлекать его с помощью трения. Брались две сухие деревянные палки, в одной из которых было отверстие. Первую клали на землю. Вторую вставлялся в отверстие и начинал быстро вращаться ее между ладонями. Дерево нагревалось и загоралось.
Конечно, для этого требовалось мастерство и большое терпение. Но с развитием науки и техники появились и более удобные способы добычи открытого огня.
Колесо
Изобретение повозки тесно связан с этим открытием. Ученые считают, что прототипом колес были катки, которые во время транспортировки помещали под камни и стволы деревьев.
Наверное, тогда кто-то заметил свойства вращающихся тел. Так, если бревно-каток в центре было тоньше, чем по краям, оно двигалось равномерно, без отклонений в сторону. Люди это заметили, и к каткам добавилось приспособление под названием пандус.
Со временем конструкция катка изменилась: у цельного бревна появилось всего два ролика на концах. Позже их вообще стали делать раздельными и соединяли осью. Так было открыто колесо, которое начали использовать в первых повозках.
Сложно сказать, где и когда оно появилось. Возможно в Европе, поскольку самое старое колесо найдено на территории современной Румынии. Есть версия, что родина колеса – Месопотамия, где обнаружены письменные свидетельства о существовании повозок с колесами.
Следующие столетия и тысячелетия люди упорно трудились над улучшением этого важного изобретения.
Сначала цельные колеса жестко крепились на оси и вращались вместе с ней. Повозки легко ломались. Да и сами колеса изначально изготавливались из цельного куска дерева. Все это делало первые повозки медленными и тяжелыми. В них запрягали крепких, но очень неторопливых волов.
Важным шагом в эволюции стало изобретение колеса со ступицей, установленной на неподвижной оси. Чтобы уменьшить вес самого колеса, был придуман способ делать вырезы с поперечным усилением для жесткости.
В древние времена создать лучший вариант колес было невозможно. Но с появлением передовых способов обработки металла колеса получили металлические обода и спицы, они вращались в десятки раз быстрее и при этом не боялись ухабов и износа. В повозки начали запрягать быстроногих лошадей - скорость заметно увеличилась.
В результате колесо стало великим открытием, которое дало мощный толчок развитию всех технологий.