Найти в Дзене
Москва памятная

Московские адреса знаменитых российских и советских режиссеров театра и кино. Часть четвертая

Оглавление

Гуляем по Москве, смотрим на дома в которых жили прославленные режиссёры и изучаем посвященные им мемориальные доски.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию продолжение виртуальной экскурсии по местам связанным с жизнью и деятельностью известных советских и российских деятелей кино и театра.

Плучек Валентин Николаевич (1909-2002)

Замечательный советский театральный режиссер, Народный артист СССР, многолетний художественный руководитель Московского Театра сатиры одного из самых прославленных московских театров.

Родился в Москве. Рано потерял отца, а со вторым мужем матери отношения не сложились. Сбежал из дома, беспризорничал, пока не оказался в детском доме, где всерьез увлекся рисованием.
После седьмого класса поступил во поступил во ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские).Тогда же началось его фанатичное увлечение Маяковским и Мейерхольдом. В 1926 году поступил на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Вс. Мейерхольда, а в 1929 году был зачислен в труппу ГосТиМ.
Первое же его появление на сцене в «Клопе» В.В. Маяковского, было не только одобрительно встречено публикой, но и произвело большое впечатление на автора, который настоял что бы в готовившейся тогда постановке «Бани» Плучеку досталась рол репортера Моментальникова

Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Актер Валентин Плучек в роли Моментальникова. Автор фото Темерин А.Н. Источник «Проект История России в фотографиях»
Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Актер Валентин Плучек в роли Моментальникова. Автор фото Темерин А.Н. Источник «Проект История России в фотографиях»

В 1932 году продолжая служить в театре Мейерхольда, Плучек организовал самодеятельный Театр рабочей молодежи при ДК Московского электрозавода имени В. Куйбышева. В этом театре начинал свою карьеру З. Гердт.

В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт, после чего Плучек вместе с драматургом А. Арбузовым организовал в Москве театральную студию, названную впоследствии «Арбузовской».
Во время Великой Отечественной войны Валентин Николаевич возглавлял Драматический театр Северного флота в городе Полярный Мурманской области.
В 1945 году вернувшись в Москву в 1945 году, стал руководителем Московского гастрольного театра при Всероссийском театральном обществе.
Когда в 1948 году в стране грянула «борьба с космополитизмом» Плучеку досталось «по полной». В январе 1950 года он был уволен то что называется «с волчьим билетом» но это был как раз тот случай, когда как говорится не было бы счастья но несчастье помогло.
Возглавлявший в то время Московский театр сатиры Н. Петров пригласил оставшегося без работы режиссера к себе, и это определило судьбу Валентина Плучека до конца его дней, на 50 с лишним лет.

-3

В 1957 году он становится главным режиссером театра и для Сатиры настает золотой век.
Именно при нем на сцене блистали Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Ольга Аросева, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Александр Ширвиндт, Михаил Державин и многие другие замечательные актеры. Именно Плучек поставил ставшие легендарными спектакли

«Ревизор»
«Ревизор»
«Интервенция»
«Интервенция»
«Безумный день или женитьба Фигаро»
«Безумный день или женитьба Фигаро»

В 1982 году режиссёр поставил спектакль «Самоубийца» по пьесе Н. Эрдмана которая была написана в 1928 году и тогда же запрещена к постановке. Вскоре после премьеры спектакль, в котором главную роль сыграл Роман Ткачук, был снят с репертуара.

-7

Сатира на советскую действительность, оказалась слишком злой даже спустя 55 лет. В 1986 году, с началом перестройки, спектакль был восстановлен, но это уже была совсем другая история.
В 2000 году Валентин Николаевич Плучек оставил пост художественного руководителя Театра сатиры, передав бразды правления Александру Ширвиндту, но продолжал работать как режиссёр над комедией К. Гольдони «Слуга двух господ».

В Москве Валентин Николаевич проживал в знаменитом актерском доме на углу Большой и Малой Бронной

-8

В память о знаменитом режиссере на фасаде установлена мемориальная доска.

-9

Пырьев Иван Александрович (1901-1968)

-10

Знаменитейший кинорежиссёр советской эпохи. Постановщик музыкальных комедий, которые и сегодня с удовольствием смотрят зрители старшего поколения, а песни, из которых постоянно звучат во время праздничных застолий.
В 30-е- 50-е годы снял фильмы: «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), а после войны «Кубанские казаки» (1950) ставший яркой иллюстрацией к тому что «жить стало лучше, жить стало веселей»

-11

Также знамениты и любимы его фильмы «В шесть часов вечера после войны» (1944)

-12

и «Сказание о земле сибирской» (1947).

-13

Во времена «оттепели» переключился на экранизацию произведений Ф.М. Достоевского. Стал автором получивших широкое признание во всем мире экранизаций «Идиот» (1958) и «Белые ночи» (1960).

Последний трех серийный фильм «Братья Карамазовы» (1967—1968) Пырьев не успел окончить, и его доснимали исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

-14

Пырьев стоял у истоков создания «Союза кинематографистов СССР». В 50-е-60-е годы был директором «Мосфильма».
В Москве проживал по адресу Смоленская улица дом № 10

-15

В этом доме знаменитый кинорежиссёр прожил последние годы вместе со своей третьей женой Лионеллой Скирдой – Пырьевой , о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде

-16

Ромм Михаил Ильич (1901-1971)

-17

Замечательный Советский кинорежиссёр, сценарист, педагог.
Родился в Иркутске, где его отец врач Илья Максимович Ромм отбывал ссылку за связь с социал-демократами.
После возвращения семьи в Москву окончил гимназию, учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, а в 1923 году окончил Государственную киношколу. Работал на киностудии «Совкино», в дальнейшем преобразованную в студию «Мосфильм».

Его первый самостоятельный фильм «Пышка» вышел в 1934 году. В картине состоялся кинодебют хорошо к тому времени известной театральной актрисы Фаины Раневской

-18

Следующим фильмом стал первый советский истерн "Тринадцать" повествовавший о борьбе с басмачами в Средней Азии.

В 1937-1939 годах по личному указанию Сталина снял в рекордно короткие сроки дилогию "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году", после чего прочно вошел в обойму ведущих советских кинорежиссёров.
Перед самой войной снял фильм «Мечта» которую президент США Рузвельт назвал одним из величайших фильмов земного шара.

Фаина Раневская в фильме «Мечта»
Фаина Раневская в фильме «Мечта»

После войны Ромм снял картины "Человек № 217" (1945), "Русский вопрос" (1947), "Секретная миссия" (1950), "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастион"(оба 1953). После трёхлетнего простоя вернулся к творчеству в 1956 году, сняв фильм «Убийство на улице Данте». В 1961 году на экраны вышел его фильм «9 дней одного года» ставший заметным событием в советском кинематографе.

Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов в фильме «9 дней одного года»
Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов в фильме «9 дней одного года»

В 1965 снял документальный фильм «Обыкновенный фашизм», который стал одним из самых выдающихся образцов не только Советской, но и мировой кинопублицистики.

-21

Последние годы жизни Михаил Ильич Ромм жил в доме № 8 по Тверской улице тогда называвшейся улица Горького

-22

Этот жилой дом, построенный в 1939—1944 годах по проекту архитектора А. Г. Мордвинова наверняка знаком многим жителям Москвы благодаря одноименному книжному магазину занимающему весь первый этаж здания. Раньше на этом месте стоял двухэтажный особняк принадлежавший богатейшему текстильному фабриканту России начала 19 века Василию Васильевичу Варгину (1791—1859). Можно сказать, что этот человек был первым русским олигархом умудрившимся сосредоточить в своих руках все казённые подряды на поставку сукна для армии.

Дом на Тверской был доходным, то есть квартиры сдавались в наем. Здесь несколько месяцев жил Белинский, останавливался Тютчев и многие другие знаменитые деятели культуры и искусства. В 1935 году во время реконструкции Тверской улицы дом был снесен, … но не исчез. Как такое, может быть, спросите вы, мои уважаемые читали? Объясняю. Если вы посмотрите на фото дома, то без труда заметите, что верхние два этажа выглядят, как бы двухэтажным зданием, разместившимся на крыше пятиэтажного. Дело в том, что архитектор решил таким образом увековечить память об историческом здание, раньше стоявшем на этом месте и создал надстройку в виде точной копии старинного особняка.

В память о Михаиле Ильиче Ромме на фасаде здания установлена мемориальная доска.

-23

На этом мои уважаемые читатели и подписчики разрешите сегодня прерваться. Благодарю всех, кто меня читает, и как всегда жду ваши отзывы и комментарии. Всего доброго и до скорой встречи.