Любимая дочь регента Франции Филиппа II Орлеанского была замужем за третьим сыном великого дофина, став герцогиней де Берри. Мария-Луиза Элизабет, повзрослев, оказалась совершенно неуправляемой и вызывала скандал за скандалом. Вскоре весь Двор уже знал о похождениях герцогини де Берри. Но как выглядела эта дама, обреченная на совсем короткий век ввиду своей бесшабашной жизни?
До замужества Мария-Луиза была основательно толстой. Говорят, что как только она услышала, что Людовик XIV возмущен ее габаритами, она немедленно села на диету. Надо сказать, что ей на тот момент было всего 14 лет. Разумеется, короля заботили не косметические аспекты.
Он больше беспокоился о том, что молодая девушка, став еще более толстой, будет испытывать проблемы с зачатием ребенка. Когда она достигла совершеннолетия, ее фигура стала размеров вполне приемлемых, но из-за большого аппетита, характерного для всех Бурбонов, она иногда все же немного набирала вес.
Тем не менее это был возраст, в котором в то время считалось, что женская форма будет «красивее», если будет более пышной. Герцог Сен-Симон замечал, что она « высокая, красивая и очень хорошо сложенная». Следует отметить, что в других источниках она описывается как довольно невысокая. Может быть, герцог Сен-Симон и сам не был высоким человеком?
У этой внучки мадам де Монтеспан были темные блестящие глаза с приподнятыми бровями. Она унаследовала светлые волосы бабушки и в остальном «светлый цвет лица». Некоторые описывали ее лоб как «выпуклый», что, вероятно, могло быть связано с ее изменчивым весом.
Говорят, что ее весьма любезный жених утверждал, что она была «самым красивым существом в мире, а Елена (Троянская) не была и вполовину такой красивой». В ту пору Марии-Луизе было около 15 лет.
Другие были полностью несогласны с таким описанием ее облика. Мадам (Элизабет Шарлотта Пфальцская, герцогиня Орлеанская и принцесса Палатин), которая была прямолинейна, как мушкет, и так же громогласна, была совершенно иного мнения о девушке:
«...она коренастая, с длинными руками и короткими бедрами; она плохо ходит ... страдает оспой; у нее красные глаза – светло-голубые в радужной оболочке, румяный цвет лица, и выглядит она намного старше, чем она есть на самом деле... »
Впрочем, даже Мадам признавала некоторые из ее несомненных достоинств. Она соглашалась с тем, что у Мари-Луизы действительно были совершенно белые и хорошо сформированные ноги, руки и шея.
Разумеется, герцогиня де Берри прекрасно знала о всех своих активах. Говорят, что она использовала свои руки и ладони, чтобы жестикулировать, часто мелодраматически, когда говорила.
То, что у нее были шрамы от оспы, это было правдой и при такой болезни это было неизбежно. Она подхватила оспу в 6 лет, но чудом сумела выжить и, возможно, лишь благодаря заботе отца, не отходившим от малютки ни днем ни ночью. Ее бабушка в своих мемуарах писала: «Уже шесть часов, как она лежит, будто мертвая».
Как и все выжившие, она была отмечена этим испытанием, но точно неизвестно, в какой степени. Кажется маловероятным, что она была полностью изуродована шрамами от оспы. Не только Сен-Симон, но и знаменитый актер и педагог пения Кошеро хвалили ее «красивую белую кожу».
Губы Мари-Луизы были полными и довольно красными, чем все восхищались. В отличие от многих других в то время, ее зубы были на удивление хороши. Мадам описывала их в 1718 году как «жемчуг», следовательно, Мария Луиза, должно быть, сохранила большую часть своих зубов до самой своей смерти. Ее ступни и лодыжки также вызывали восхищение. Поэтому ей повезло, что она любила танцевать, ведь все могли любоваться прекрасным видом ее маленьких ног.
Интересно отметить, что Мадам, сама не отличающаяся изяществом, особенно в зрелом возрасте, упоминает походку герцогини де Берри. У неровной походки герцогини могло быть несколько объяснений. Ну во-первых, шатающейся походка могла быть из-за невероятного пьянства герцогини. Опять же, по словам Мадам, она часто была навеселе, что определенно сказывалось на её походке.
Однако это может быть просто вопрос противодействия господствовавшей тогда моде. «Версальское скольжение» было известно во всей Европе, как легкий воздушный проход, по которому дамы плывут через позолоченный зал, казалось, они не идут, а, скорее, скользят. С Мари-Луизой Элизабет все было иначе. Она постоянно торопилась и шла «беспокойными шагами», но в глазах старомодной Мадам это было очень неприлично для дамы.
Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: