Найти тему
Смотри в себя

Бог только предупреждает нас. Объясняет Алексей Осипов

Христианство утверждает, что Бог изначально и всегда существует как абсолютное добро и благо. В христианстве это называется любовью. Откуда же тогда появилось зло? И каковы его критерии, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Изначально Господь створил мир духов (ангелов). И часть из них пала, то есть восстала против Бога. И, таким образом, извратились их добрые свойства, и они стали теми, кого в религии называют бесами. Так появилось зло. Сначала — в природном мире (метафизическое зло), а затем подобная история происходит и с человеком.

Человек, как вы помните, был сотворён добрым и прекрасным, но и он, как повествует Библия, не устоял, совершил поступок, противный Богу и своей собственной природе. И если до этого человек был абсолютно блажен, то в своём падшем состоянии он начал страдать.

Кроме метафизического зла есть ещё зло нравственное. Здесь подразумевается то зло, которое можно наблюдать в поступках людей. Это обман, убийство, кражи, грабежи и прочие несправедливости, которые человек производит своими действиями.

Нравственное зло очевидно, то есть его видно. Но важно понять, что оно является надводной частью айсберга. Только одна десятая над водой, а девять десятых — находится под водой. И не дай, Бог, столкнуться кораблю с этим айсбергом. Кораблекрушение неминуемо.

Крайне важно понимать, что же такое девять десятых? Это духовное зло. Его не видно. Это всё то, что скрыто в душе человеческой. Лукавство, тщеславие, эгоизм, самомнение, зависть, гордыня... Духовное зло может открыться. Оно часто обнаруживается в нравственных преступлениях, точнее, в безнравственных поступках.

Аналогию с айсбергом привожу не случайно. Нравственное зло, то есть все безнравственные поступки, которые совершаются человеком в этом мире — это, в конечном счёте, есть только проявление того внутреннего зла, которое существует в душе человеческой.

Помните, как Христос, обращаясь к фарисеям, называл их «гробами окрашенными», которые снаружи украшены, а внутри…

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты».

Стоит упомянуть ещё один вид зла — социальный. Речь идёт о тех общественных и политических устройствах, которые противоречат духовным и нравственным законам человеческой жизни. Сюда можно отнести определенный политический строй или различные социальные движения, которые преследуют злые цели (мировое господство, классовое неравенство и т. п.).

Происхождение социального зла опять-таки коренится в духовной стороне жизни человека. Кстати, вы заметили, что о нравственных преступлениях в обществе всё время говорят (грабежи, убийства, мошенничество и т. п. ), и мало что транслируется о внутреннем состоянии человека. А ведь всякое преступление совершается вначале внутри человека.

Все виды зла в религии именуются грехом. Грех совершает сам человек. Лично. Ещё это называют личным грехом.

Существуют ли такие критерии, по которым можно утверждать, что человек совершает преступление (зло, грех)? Критерием совершения греха в религии является не что иное, как нарушение заповедей Бога. Так было всегда. Когда же человек отступил от Бога, он начал изобретать свои правила, в которых происходит смешение добра и зла.

Человеческая природа, как и всё в мире, была устроена Богом гармоничной и прекрасной. Грех является противоестественным явлением. Человек поступает против своего естества. Каждый грех противоестественен.

На самом деле, грех — это не есть наказание Бога. Грех — это борьба со своим естеством. Пьёшь алкоголь — получаешь цирроз печени, грабишь — попадаешь в тюрьму...

Грех — это когда ты нарушаешь своё естество. Грех — это когда ты ранишь себя сам. Грех — это не оскорбление Бога. Бога оскорбить невозможно.

Кстати, заповеди Бога — это не законы. Это всего лишь предупреждения. Умоляю тебя, человек, не лги, не лукавь, не грабь… Иначе ты вонзаешь нож в своё сердце. Мы кинжал в себя вонзаем, а не Бога обижаем.

Бог не наказывает, не запрещает и не обижается. Бог только предупреждает нас. Потому что человеческая свобода для Бога является неприкосновенной.

Ещё статья: Как мы сами открываем двери бесам? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение