Фильм «Джокер» американского режиссёра Тодда Филлипса стал одной из главных голливудских картин 2019 года.
История психологического надлома и окончательного падения человека, так и не сумевшего исполнить свою мечту, настолько понравилась и зрителям и критикам, что фильм взял «Золотого льва» на Венецианском фестивале, взял две статуэтки «Оскар» — за главную мужскую роль и музыку, и заслужил восьмиминутные овации во время премьеры в Венеции.
Давайте разберём, как разрабатывалась идея и проходили съёмки этой абсолютно не типичной для Голливуда картины.
Замысел и каст
Режиссёр Тодд Филлипс пришёл на студию Warner Bros. с идеей снять максимально не супергеройское кино о Джокере.
«Они ответили: „Окей, иди и исследуй”. Я встретился с людьми из DC, после чего мы написали сценарий. Мы со Скоттом Сильвером писали его год и вернулись со сценарием, но от них не было правил или указаний», —рассказывает Филлипс.
Задумка была в том, чтобы изнутри показать историю морального падения антигероя, которую обычно супергеройские фильмы упоминают лишь вскользь. Режиссёр без кастинга выбрал на главную роль Хоакина Феникса.
Подготовка к съёмкам
Актёр Хоакин Феникс и режиссёр картины Тодд Филлипс около полугода прорабатывали нюансы психики главного героя — Артура Флека, страдающего от посттравматического стрессового расстройства. По сюжету, из-за полученной в детстве травмы он испытывает неконтролируемые приступы смеха.
Актер и режиссёр понимали, что от того, как именно будет звучать смех героя, зависит восприятие зрителем персонажа, поскольку сама борьба Артура с этим невротическим проявлением проходит красной нитью через всю историю персонажа.
Поэтому первым этапом подготовки стал выбор и наработка самого типа смеха — свидетельствующего исключительно о болезни, а не о маниакальных наклонностях.
«Перед тем, как я прочитал сценарий, Тодд показал мне видео с людьми, которые неконтролируемо смеются. У одного из них было очень болезненное лицо, он давился и держался за горло. Я старался копировать это. В сценарии было написано, что Артуру больно от смеха», — вспоминает Хоакин Феникс.
Проработку смеха сам Феникс называет самой неприятной частью процесса подготовки к съёмкам «Джокера».
«Я понимал, что именно в этом мне нельзя облажаться. Зрители не простят фальшь. Когда я решил, что готов, Тодд был первым, кто услышал этот смех. Я пригласил его к себе домой. Он уселся на диван, расположившись на нём как можно удобнее. И именно в тот момент, когда Тодд расслабился, я засмеялся. Его реакция меня удовлетворила. Он словно вжался в диван», — рассказывает Феникс.
Кроме наработки особого смеха, перед актёром поставили задачу похудеть. В нескольких интервью Феникс также называет тот период одним из самых тяжёлых в своей подготовке к роли.
«Я жил на 300 калорий в день и за несколько месяцев сбросил почти 24 килограмма. Знаете, когда ты теряешь такой вес за столь короткий срок, это сказывается на психике. Я ещё постоянно репетировал смех, поэтому порой мне казалось, что я действительно схожу с ума. Но похудение было необходимым», — рассказывает Феникс.
Один из знаковых кадров из фильма – Артур Флек сидит в углу своей гримёрки с синяками на спине, после того как его избили подростки в одном из переулков. Видно, насколько он истощён, насколько несовершенно его тело.
Сам процесс истощения организма сказался на мироощущении актёра. Бывало, он не мог даже читать сценарий, потому что перед глазами всё расплывалось. Это наслоилось на непонимание, которое с самого начала возникло между ним и режиссёром Тодом Филлипсом.
«А во время наших долгих разговоров с Тоддом я или засыпал, или был готов наброситься на него. Мы жутко спорили», — рассказывал Феникс.
Тем не менее, именно по совету Филлипса актёр начал вести дневник. Из-за напряжения в отношениях с режиссёром Феникс записывал в нём шутки в его адрес.
«Выплёскивание на бумагу этих колкостей вдруг помогло мне. Понимаете, Артур — он же неудачник. Он пытался сделать карьеру комика, но публика его отвергла. Его шутки зрители не приняли. Их никто не желал слушать. Они становились всё злее и извращённее, но смеялся над ними только сам Артур», — говорит Хоакин.
Операторская работа
За выбранные операторские решения картина «Джокер» также получила номинацию на Оскар.
Оператор картины – Лоуренс Шер –, с которым Филлипс уже неоднократно работал, в частности, снимая картины «Мальчишник в Вегасе», «Парни со стволами», «Впритык» и другие.
Сам Филлипс рассказывал, что Лоуренс не просто работает над визуальной частью картины как оператор — он работает вместе с ним над созданием фильма. И режиссёр, и оператор много времени отводят подготовке к съёмкам.
В одном из интервью упоминалось, что они готовятся так много, что непосредственно на съёмочной площадке практически не разговаривают.
Лоуренс одинаково серьёзно относится к своим работам, будь то комедийные «Мальчишник» или «Диктатор» или драматический «Джокер».
Он всегда старается создавать кинематографичную картинку и самое главное, увязать её со смысловым содержанием сцены. Эта осмысленная визуальная стилистика отчётливо видна в «Джокере».
Для этой картины Шер выбрал камеры Arri Alexa 65 Camera, Arri Alexa LF, Arri Alexa Mini Came и объективы Arri Prime.
Особо тонкая работа, которую оператор проделал при выборе ракурсов, состояла в том чтобы показать, насколько сильно город давит на главного героя картины. Для достижения этой цели Шер выбирал широкоугольные и длиннофокусные светосильные объективы.
Когда Артур передвигается по городу пешком, рядом всегда виден мусор, который «стесняет», а иногда и обрамляет кадр. Этот мусор также является символическим знаком, который отличает мир бедных жителей Готэма (таких как Артур), от мира богатых (таких как Томас Уэйн).
Простые люди окружены мусором, который копится на улицах у их подъездов, в то время как богатые передвигаются только на машинах и не видят всего этого из окон особняков.
Передвижения Артура по городу сняты с использованием длиннофокусной оптики для того, чтобы «притянуть» к герою задний план, на котором мы видим обычных прохожих, среди которых Артур — практически незаметная фигура.
Эта давящая на Артура атмосфера города подчёркивается оператором в целом ряде эпизодов.
Например, в сцене, где Флеку сообщают о том, что он уволен из-за того, что принёс пистолет на детское шоу.
Посмотрите, в каком окружении находится Артур, переодетый в костюм клоуна, только что узнавший, что теперь у него нет работы.
Окружённый мусором, разрисованными стенами, из своей тесной кабинки он видит проституток на противоположной стороне.
Оператор также акцентирует внимание на количестве машин, которые едут в фильме буквально отовсюду. В картине дважды показан момент, когда Артур пытается перейти дорогу, но не может из-за плотного потока авто.
Даже подростки, укравшие у него щит, без каких-либо затруднений перебежали дорогу, в то время как погнавшийся за ними Артур чуть не попал под колёса.
Этим моментом оператор нам ещё раз намекает на то, что главному герою сложно справиться с давлением, которое город оказывает на него.
Непреодолимый барьер между малообеспеченным и зажиточным классами визуально обыгран в фильме в виде решётки, которая разделяет Артура Флека и Брюса Уэйна.
Когда мы видим ракурс со стороны Артура — мальчик выглядит незаинтересованным (ровно такую же незаинтересованность и почти что безразличие к Артуру проявит впоследствии и отец ребенка — Томас Уэйн).
Когда мы видим Артура из-за другой стороны решётки — он смотрится нелепо.
Взрослый мужчина пытается заинтересовать ребенка фокусами, которые ему неинтересны. Они слишком просты. Поэтому мальчик практически сразу возвращает Артуру «волшебную палочку», которая в руках Флека не сгибалась, но сразу «размякла» только он дал её в руки ребёнку.
После того как у Артура не получилось рассмешить ребёнка, он пытается знакомым уже зрителю физическим способом заставить его улыбнуться. Этот момент показывает, насколько сильный надлом психики произошёл с главным героем картины.
Артур в попытке «бегства» от того непонимания, к которому он привык, невозможности воплотить свою мечту — смешить людей, хочет вырваться из мира бедных в обеспеченный мир Томаса Уэйна.
Связь между этими мирами образовалась после того как мать Артура рассказала о том, что была любовницей Уэйна, и что Артур — его сын.
После того как Артура прогоняют от особняка Уэйнов, выясняется, что его мать довели до инсульта приходившие с расспросами полицейские.
Они равнодушно заявляют «нам жаль, что так вышло» и начинают расспрашивать Флека об убийстве в метро.
Оператор опять подчёркивает столкновение разных социальных классов. На этот раз нам показывают разницу во внешности: полицейского — лишний вес, галстук, аккуратное бритьё и истощённого Артура в помятой одежде и с нездоровым цветом кожи.
Вот так в этой сцене Лоуренс показывает Артура. Ракурс из-за плеча полицейского выбран для того чтобы зритель «увидел» главного героя глазами представителя правопорядка.
Один из лейтмотивов фильма заключается в том, что элита не хочет замечать ни проблем общества, ни самого общества.
Посмотрите, как визуально обыгрывается этот аспект: Артур, намереваясь встретиться с Уэйном, проникает в здание театра и, обнаружив его в туалете, снимает, прямо на глазах одного из мужчин, форму сотрудника после чего кладёт её в раковину.
Мужчина проходит мимо, не обратив на происходящее никакого внимания.
Во время разговора Артура и Уэйна оператор опять визуально подчёркивает разницу между ними, выбрав следующий ракурс:
Уэйн — большой, статный человек. Артур — маленький худой и зажатый.
Этой сценой Филлипс в очередной раз подчёркивает непонимание между представителями разных классов. Видя, что диалог невозможен, Артур говорит (почти что кричит) Уэйну:
«Я не знаю, почему все такие грубые. Почему вы грубый? Я ничего не хочу от вас. Может чуточку теплоты или объятий, пап? Где долбанные правила приличия? Да что с вами со всеми?»
С этого момента начинается необратимое перерождение личности Артура. Точка невозврата пересечена, когда он узнаёт, что был приёмным ребёнком, а мать ему врала.
Одновременно с тем, как Артур рвёт последнюю связь с социумом, изменяется и стиль съёмки. Теперь Лоуренс показывает уверенность походки Артура и выбирает особый ракурс, визуально увеличивающий спину и плечи героя:
В его лице появляется уверенность. Оператор подчёркивает это несколькими крупными планами в ключевых для сюжета сценах. Посмотрите с каким выражением лица Артур душит свою мать подушкой. В нём нет никаких признаков сомнения или сожаления.
Грим
Грим «Джокера» придумала визажистка Ники Ледерманн, работавшая на съёмках фильма «Дьявол носит Prada», сериала «Секс в большом городе» и других. Её основной задачей было создать образ, который бы не был похож на другие вариации персонажа (в исполнении Джека Николсона или Хита Леджера).
«Джокер должен был быть оригинальным и реалистичным, а не супергероем. Мне хотелось, чтобы макияж был простым и органичным — грязным, как у Леджера, но в то же время классическим, как у Николсона, но без кэмпа. Образ планировался трогательным и грустным», — заявляла Ледерманн в одном из интервью.
Грим в «Джокере» очень важен, поскольку он должен показать внутренние отличия неудачника Артура Флека от психопата «Джокера». Так как «перерождение» Артура происходит постепенно, грим появляется на его лице частями.
Сначала он наносит белую краску и красит волосы в зелёный цвет. Это первый этап.
Затем добавляется жёлто-оранжевая жилетка, которую Артур носил, работая клоуном.
Процесс нанесения остальных элементов зрителю не показывают, но когда перевоплощение завершено, мы видим сцену как Джокер идёт по коридору.
Оператор Лоуренс Шер намеренно снимает её в рапиде, чтобы зритель уловил изменения в походке персонажа, в его возросшей уверенности. Затем он медленно поворачивается лицом к камере и мы видим завершённый образ.
Оператор также даёт зрителю возможность ощутить сам процесс принятия Артуром нового образа.
Часть сцены, где уже будучи в гриме Джокера герой исполняет танец на лестнице снята без замедления — тогда движения Артура всё ещё кажутся несколько неуклюжими и неловкими.
Затем музыка стихает. Вторая часть танца показана в замедленном действии — это то, каким себя видит Артур в этот момент.
Он стал другим человеком.
«Джокер» — это вдумчивое кино, снятое с любовью к деталям и нюансам.
Например, танец с табличкой, которую отняли подростки, Хоакин Феникс разучивал несколько дней. А подготовка к роли, выйти из которой для актёра оказалось также серьёзной задачей, заняла около полугода.
Вклад Феникса, искусная операторская работа и проработанный сценарий подарили нам один из лучших драматических фильмов за последние несколько лет.