Найти в Дзене
Русский и Литература

Как выработать собственный стиль письма? В помощь список из 5 книг

Оглавление

Как писать не только грамотно, но и красиво? Оригинально, сильно, ярко? Сейчас есть много нон-фикшн книг с советами, рассуждениями о драматизации, сильных глаголах и динамике теста. Читать их, естественно, надо, но, прежде чем тратить время и деньги, обратитесь к… классике! Такой доступной, часто игнорируемой и недооценённой. Ничто не заменит живого языка и искрометного юмора А.С. Пушкина, А.П. Чехова, И. Ильфа и Е. Петрова и многих других. Поэтому сегодня я хотела бы предложить вам список литературы, который поможет в нелегком деле формирования собственного стиля.

Иллюстрации к "Повестям Белкина" А.С. Пушкина
Иллюстрации к "Повестям Белкина" А.С. Пушкина

1. А.С. Пушкин «Повести Белкина»

Произведениями Солнца русской поэзии можно зачитываться до сих пор, настолько легко и непринуждённо они написаны. «Повести» - прекрасный пример того, как Пушкин опередил своё время. Язык их почти не отличается от современного, хотя в части «От издателя» показан стандартный для того времени слог. Что называется, почувствуйте разницу. Главная сила повестей в умелой драматизации, игре с существовавшими в то время литературными направлениями (романтизм, сентиментализм, реализм) и в изящности изложения. Вот несколько цитат, приправленных юмором:

«В столицах женщины получают, может быть, лучшее образование; но навык света скоро сглаживает характер и делает души столь же однообразными, как и головные уборы».
***
«— Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?
— Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!»
***
«Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное. Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание».
-2

2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»

Если вы хотите подзарядиться порцией яда, в которой в равных долях будут сочетаться милая ирония и уничижительный сарказм, то вам стоит обратиться к произведениям Михаила Евграфовича. Верный ученик Н.В. Гоголя, он сумел в сказочной форме подать такую удивительно точную сатиру на российскую действительность, что остаётся только восхищаться и учиться этому. Владение Эзоповым языком, приёмами гиперболы, гротеска и фантасмагории, а также умелое вживление социальной фантастики в текст придадут вашим работам отблеск гениальности.

«— Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал.
— Да, — отвечал другой генерал, — признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!»
***
«— А как вы думаете, ваше превосходительство, в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание? — говорит, бывало, один генерал другому, позавтракавши.
— Думаю, ваше превосходительство, что было в самом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!
— Стало быть, и потоп был?
— И потоп был, потому что, в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей?»
Иллюстрация А. Григорьева к рассказу А.П. Чехова "Жалобная книга"
Иллюстрация А. Григорьева к рассказу А.П. Чехова "Жалобная книга"

3. А.П. Чехов «Жалобная книга», «Чёрный монах», «Злоумышленник», «О любви» и другие рассказы

Крылатая фраза Чехова «Краткость – сестра таланта» известна всем. Однако многие думают, что рождается эта краткость благодаря кое-как написанным двум-трём строчкам. На самом деле, это не так. И труд Антоши Чехонте или, как он ещё себя называл, человека без селезёнки этому верное доказательство. Уникальность его подачи в том, что, следуя принципам объективной прозы, он мог в мельчайшей, проходной ситуации увидеть гораздо большее и передать это видение другим. Умение использовать говорящую деталь пришло к Чехову тогда, когда он сам сокращал, «отжимал» собственные тексты, делая их прозрачно-глубокими. Может, стоит взять это на вооружение?

«Мы, русские, порядочные люди, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные. В Москве, когда я еще был студентом, у меня была подруга жизни, милая дама, которая всякий раз, когда я держал ее в объятиях, думала о том, сколько я буду выдавать ей в месяц и почем теперь говядина за фунт. Так и мы, когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или нет, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает — это я знаю».
***
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
«Хоть ты и седьмой, а дурак».
Иллюстрация к роману Е.Замятина "Мы"
Иллюстрация к роману Е.Замятина "Мы"

4. Е. Замятин «Мы»

Вы представляете себе математика, пишущего роман? Его специфический язык, ум, режущий как скальпель, расчётливые странные метафоры? Если нет, срочно стоит прочитать первый роман-антиутопию «Мы», без которой не родились бы, возможно, творения ни Олдоса Хаксли, ни Джорджа Оруэлла. Уникальный слог, конспектная форма повествования и неожиданность развязки – вот секреты успеха произведения Замятина и вашего, если сможете их усвоить.

«— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда «душа в душу», «равнодушно», «душегуб», но душа — ...
— Это... очень опасно, — пролепетал я.
— Неизлечимо, — отрезали ножницы».
***
«Они могли творить, только доведя себя до припадков «вдохновения» – неизвестная форма эпилепсии».
Кадры из фильмов "12 стульев" в постановке Л. Гайдая и М. Захарова
Кадры из фильмов "12 стульев" в постановке Л. Гайдая и М. Захарова

5. И. Ильф и Е. Петров «12 стульев», «Золотой теленок», «Фельетоны»

Их романы становились бомбами или, как сейчас говорят, бестселлерами практически сразу после публикации. Главы разбирали на цитаты, а обаятельный жулик Остап Бендер вселял сладкий трепет в женские сердца. А между тем писали они совсем просто, порой даже в телеграфном стиле. Никаких многосложных предложений с причастными и деепричастными оборотами, зато максимум сильных глаголов и динамики!

«Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
***
«У меня налицо все пошлые признаки влюбленности: отсутствие аппетита, бессонница и маниакальное стремление сочинять стихи. Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете электрической лампы: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А?»
***
«— А можно так — утром стулья, а вечером — деньги?
— Можно! Но деньги — вперёд!»
***
«Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет».

Продолжение списка в следующих публикациях.