Найти в Дзене
Эйбл/Able

Минойская цивилизация - культура, изменившая мир. Часть 22 : Религия(1)

Религия минойского Крита(часть первая о религии) Характерной чертой самой ранней истории минойского Крита было отсутствие храмов – это обстоятельство, отличало минойскую религию от египетской и месопотамской. Минойцы поклонялись своим богам на открытых площадках, у ручьев, в маленьких часовнях на вершинах гор, в священных пещерах, в «утробе Земли-Матери», приносили жертвы на алтари в домашних святилищах. Высказанную Артуром Эвансом «монотеистическую концепцию» минойской религии сегодня разделяют и поддерживают многие авторитетные исследователи, убедительно объясняющие бросающееся в глаза единообразие иконографии женского божества в минойском искусстве и неизменным повторением одного и того же набора культовой утвари во всех минойских святилищах — и в дворцовых «капеллах», и в домашних алтарях. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня — «владычица» — так именуют её надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах. Великая Богиня-Мать в минойской религии была ол

Религия минойского Крита(часть первая о религии)

Характерной чертой самой ранней истории минойского Крита было отсутствие храмов – это обстоятельство, отличало минойскую религию от египетской и месопотамской. Минойцы поклонялись своим богам на открытых площадках, у ручьев, в маленьких часовнях на вершинах гор, в священных пещерах, в «утробе Земли-Матери», приносили жертвы на алтари в домашних святилищах.

Время возникновения догреческой Минойской цивилизации острова Крит — 2700—1400 гг. до н. э. — конец эпохи ранней бронзы.
Время возникновения догреческой Минойской цивилизации острова Крит — 2700—1400 гг. до н. э. — конец эпохи ранней бронзы.

Высказанную Артуром Эвансом «монотеистическую концепцию» минойской религии сегодня разделяют и поддерживают многие авторитетные исследователи, убедительно объясняющие бросающееся в глаза единообразие иконографии женского божества в минойском искусстве и неизменным повторением одного и того же набора культовой утвари во всех минойских святилищах — и в дворцовых «капеллах», и в домашних алтарях.

-2

Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня — «владычица» — так именуют её надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах. Великая Богиня-Мать в минойской религии была олицетворением вечно живой природы. Силы природы воплощались в образе «владычицы» всего живого — женщина- Мать, кормилица, покровительница плодородия, урожая, повелительница всего животного и растительного мира, домашнего хозяйства, подземного мира, она была покровительницей всех жителей городов и поселений.

За всеми этими образами угадываются черты древнего божества плодородия — Великой Матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная с эпохи неолита.

-3

В микенском языке: Ма-те = ma-te : māter — ‘мать’. Мате-де = ma-te-de; Ма-те-ре = ma-te-re — матери. Матере теийя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’; (греч. Матир — μάτηρ, μήτηρ- ‘мать’).

Во многих микенских надписях: Мар-А-пи = ma-ra-pi = мать-Апи; Апи+яко+ройо = a-pi-ja-ko-ro-jo = «Апи-яко-Рея». Богиня Рея в древнегреческой мифологии считается праматерью всех богов, и матерью верховного бога Зевса. Догреческая Крито-микенская цевилизация подарила древнегреческому пантеону  верховную богиню Рею —   (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta; (греч. Ορος — ‘гора’).

-4

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo», что означает «Арий, Арья, Арийская» — и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος — ‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός — ‘хороший’).

Изящная подвеска из слоновой кости из Угарита с изображением богини плодородия, кормящей двух коз травой и пшеничными колосьями.
Изящная подвеска из слоновой кости из Угарита с изображением богини плодородия, кормящей двух коз травой и пшеничными колосьями.

Великая Богиня Рея часто изображалась в окружении различных животных, в её поднятых руках извивались змеи, символы подземного царства, иногда она держала за горло львов, лебедей, иногда она кормит коз и в руках её сноп пшеницы или ржи, три маковые головки.

Минойская Богиня мака. В произведениях  Диоскорида рассказывается о сборе макового сока и применении раствора опия-сырца в религиозных церемониях.

У Великой Матери много имён, на Крите она именовалась Апи, как и у царских скифов-сколотов, живших в Северном Причерноморье, и оставивших свой след в Ямной археологической культуре (3600—2300 до н. э.).

Имя богини Апи из Этео-Критского («истинно-Критского», минойского) языка, на котором говорили жители Крита Минойской цивилизации (2700—1400 гг. до н. э.), жившие на Крите в античную до-греческую эпоху,  позднее перешло в древнегреческий язык — Афи, Афина. Из греческой мифологии известно, что греческая богиня Афина носила на груди оберег (эгиду) с изображением своей прародительницы — «змееногой богини» (змеевик Владимира Мономаха).

-6

Для греков образ матери-змеиной богини был чужим и непонятным, поэтому не добрым стал её облик, а устрашающим и демонизированным. Имя греческой богини Афины рождено в до греческой Минойской цивилизации острова Крит.

-7

Коза в минойском Крите была священным животным и антропоморфным воплощением Великой Богини-Матери — кормилицы. Изображение двух отдыхающих на вершине храма коз на ритоне из дворца Като Закро на острове Крит 2-я половина XVI века до н.э.

-8

На фреске саркофага, найденного на острове Крит, изображены две козы спокойно лежащие под алтарём во время похоронного ритуала.

-9

Невозможно предположить, чтобы к алтарю или храму было допущено какое-либо другое животное кроме священного, которое рассматривается как воплощение самого божества или Матери-кормилицы. На другой фреске изображён храм на горе, вершину которого венчают две лежащие козы.

-10

Наряду с бессмертной Великой богиней-матерью Апи-Рейя, Минойская цевилизация Крита подарила древнегреческому пантеону богов  — бога Зевса. который рождался, умирал и снова воскресал. Рождение и умирание Зевса в культуре Минойского Крита, было связано с природными циклами.

В Крито-Микенской культуре имя бога Арей встречается в надписях: «Аре-ме-не» — «a-re-me-ne»; «Аре-и-жеве-и» (или «Аре-и-Зеве-и») — «a-re-i-ze-we-i»; «Па-н-а-рейо» — pa-na-re-jo.  В микенскую эпоху эпитетом бога Ареса было: «e-ma-a  a-re-ja» — «ама-а арейя» — «рождённый от Рэи».

Именно, на Крите в эпоху царя Миноса возник миф о рождении Зевса в одной из пещер горы Дикте, как в природной «утробе Земли-Матери».

Куреты – малые божества плодородия и растительности крито-микенской культуры Греции, охраняли и в тайне растили Зевса на острове Крит. Куреты вскормили Зевса молоком священной козы Амалтеи (Амалфеи) и пчелиным мёдом.

-11

В младенческом возрасте Зевс смог защитить себя, задушив змею, посланную Кроносом. Возмужав, Зевс победил всех богов-титанов и своего отца Хроноса (Крон — «зерно»), и сбросил их в Тартар.  Бога Хроноса (Крона) изображали в виде змеи с тремя головами — человека, быка, и льва.

В древнегреческой мифологии Зевс стал верховным богом Олимпа, богом неба, грома и молний. Зевс выступает в трёх ипостасях триединого божества и наделяется эпитетами — Сын (Φίλιος), Отец (Ζευς Πατρώιος), Спаситель (Διος Σωτηρος ), Хранитель, Заступник, Родоначальник.

-12

На древнегреческой вазе изображён Зевс с ваджрой  (санскр. वज्र — «удар молнии»)  в руках, божественным оружием индийского бога Индры. Имя Зевс, др.-греч. Ζεύς, род. п. Диос, Διός, греч. Диас -Δίας, микенdi-we «Дий», происходит от его древнейшего предшественника — древнеиндийского бога Шива (Siva) 3-2 тыс. до н. э., трёхликого, рогатого божества с ваджрой в руках; др. рус. Жив, или Див; что происходит из ведического санскрита от «Dyaus pitar» — «Бог-отец» — Отец Божий.

-13

Минойские воины на Крите носили шлемы, сделанные из рога козы, ведь у неё были бычьи рога, они украшали шлемы воинов, иногда было достаточно одного рога, как священного оберега Великой богини Матери. Из мифов известно, что когда один рог козы Амалтеи был сломан, Зевс превратил его в священный «рог изобилия».

-14

Сакральным символами власти Зевса Критского Солнце-бога была секира или двусторонний рогатый топор — тапара (инд.) > топор (рус.)> табарна (хет.) = лабарна (хет.), лабар > лабрис (крит. λάβρυς )— лабрис, на лидийском наречии означает «секира». По-английски топор — ax (экс), бык — ox (окс).

Конец первой части про религию на Крите

Мы уже создали большой цикл статей о культуре минойцев : фресках , глиптике , резьбе по камню , ювелирных украшениях , керамике , музыке , одежде , оружии , танце, матриархате , талассократии и пчёлах Персефоны, Атлантиде, весне и цветах, статуях, еде, а также о Мифе о Дедале, Кносском дворце, обществе и экономике, катастрофу на крите, расцвет крита.