Есть у нас пожилой родственник… На самом деле, фраза эта в моих заметках звучит далеко не первый раз, хоть рубрику открывай «Злоключения пожилого родственника».
Как известно, с 1 июля те, кто получает пенсию на карту, смогут получать ее только на карту «Мир». Конечно, можно на сберкнижку, на вклад и даже почтальоном, и в этом случае ничего не меняется с сегодняшнего числа.
Речь сейчас именно о банковских картах.
Родственник наш – гражданин РФ и пенсию получает российскую. Но большую часть года он обычно живет в Беларуси, откуда он родом. Поэтому сберкнижка или почтальон для него не вариант. Только карта.
Поскольку история с переводом пенсионных и социальных выплат на карты «Мир» тянется уже больше года, осенью 2020, когда срок перехода на эти карты продлили до 1 октября, мы уже возили его в Сбер здесь, в РФ, и пытались узнать, что нужно написать/оформить/заявить, чтобы он не остался без доступа к пенсионным деньгам, когда откроют границы и он уедет, потому что хоть в Беларуси и принимают такую карту, но далеко не везде, в отличие от карт других платежных систем. В Сбере тогда сказали что-то невнятное, сводившееся к тому, что ничего вообще делать не надо.
- И вот сегодня свершилось: пенсии начали перечислять только на карты Мир, о чем вчера ему пришло смс с уведомлением.
А дальше начался квест под названием «найди концы».
Мы пошли в Сбер узнавать, что делать пенсионеру, живущему за границей (а Беларусь - это заграница) и не имеющему возможности прийти в банк оформить карту. В банке нам бодро объяснили, что это не к ним, у них распоряжение от ПФР и нам нужно обращаться туда.
«Логично», - подумали мы и стали звонить в ПФР. Дозвониться туда – это отдельная история. По федеральному номеру 8-800…… нам сообщили, что «Аппарат абонента выключен или временно недоступен». Наверное, ПФР в это время ехал в метро. Стали звонить по номеру районного отделения. Занято - не отвечают – занято - не отвечают… Наконец, ответили, выслушали наш вопрос, перевели на другой отдел, там снова выслушали вопрос и перевели на руководителя отделения.
«Ого, - подумали мы, - ура, сейчас все узнаем». – «А вот и не угадали», - ответили нам длинные гудки из трубки: руководитель отделения на звонок не отвечал.
Подождали минут 10, затем начали дозваниваться снова. Федеральный номер 8-800 по-прежнему был «не абонент», номер районного отделения работал в режиме «занято – не отвечают – линия перегружена – занято….».
- В итоге, снова ответили. И милая вежливая женщина нам сообщила, что они здесь, в ПФР, вообще не знают о таком распоряжении и никаких постановлений у них нет, что они не имеют права не выплачивать пенсии, они деньги просто отправляют в банки, а уже банки там распределяют их по счетам согласно заявлениям граждан! И ПФР тут ни при чем, он денно и нощно печется только о том, чтобы пенсии перечислить в срок, а вот в банках «что-то мутят и продвигают эти вот карточки Мир, и проводят какие-то махинации. И вообще, скорее всего, это указание Центробанка, но никак не Пенсионного фонда.»
Поэтому нам нужно обращаться в Сбер. На том мы с ней ошарашенно и попрощались.
Пришли немного в себя и снова понеслись в Сбер, где не менее вежливая девушка нам объяснила, что банки не имеют отношения к решению о переводе пенсий на карты Мир, и что вообще не банк решает, на какой бы счет перечислить гражданину пенсию, а гражданин принимает такое решение, открывает в банке счет, карточный или сберкнижку, затем сам либо идет ножками, либо через личный кабинет передает реквизиты этого счета в ПФР и пишет заявление с просьбой перечислять его пенсию на эти реквизиты. Поэтому с этим вопросом нужно обращаться в ПФР.
Круг замкнулся, а районный ПФР к тому времени закрылся. Вопрос остался висеть в воздухе. Простой житейский вопрос: пенсионер за границей, пенсия на карту не приходит, что делать – непонятно.
Попытки поиска хоть каких-то концов в интернете не увенчались успехом. Самое свежее сообщение на эту тему на официальном сайте Пенсионного фонда, которое мне удалось найти, датировано 22 июля 2020 года, т.е., год назад, кстати, с теми же разъяснениями о порядке открытия счета и предоставления сведений и заявления в ПФР, которые мы получили от специалиста Сбера.
- А раз такое сообщение там все же есть, то получается, что милая женщина-специалист ПФР при исполнении своих служебных обязанностей в государственном учреждении или заведомо нас обманывала в телефонном разговоре, или некомпетентна? Даже не знаю, что лучше.
Но не все так просто.
На сайте Центробанка нашлась еще более «свежая» публикация, а именно информационное письмо от 23 апреля 2020 года, где говорится о том, что банки обязаны «в том числе ограничить зачисление пенсионных выплат на банковские счета, предусматривающие совершение операций с использованием платежных карт, не являющихся национальным платежным инструментом.» Т.е., запрет на перечисление пенсий на карты других платежных систем действительно исходит от Центробанка.
- И выходит, что милая женщина-специалист из ПФР не во всем и врала или не очень-то некомпетентна.
Тогда что же происходит?
- Я не знаю, конечно, но мне кажется, что это какой-то такой
гешефтпроект, направленный напринудительноевсеобщее внедрение национальной платежной системы. И очень он перекликается спринудительнойвсеобщей вакцинацией.
Все делается исключительно по желанию граждан (заявления с просьбой перечислять выплаты в ПФР – добровольное согласие на прививку) в целях обеспечения их же безопасности. «Отключат SWIFT – останетесь без денег» - «Не вакцинируетесь – заболеете и…».
Методы одни и те же: никто никого не ПРИнуждает, просто ВЫнуждает.
- … Ну а мы завтра снова пойдем в ПФР, потому что вопрос о том, как нашему пожилому родственнику добыть свою пенсию, так и остался висеть в воздухе.
Будет интересно узнать ваше мнение, уважаемые подписчики и читатели!