…Среди православных широко известна «Притча о следах». Суть её в том, что человек, на склоне жизни, оглянулся и увидел, как через его жизнь тянется цепочка следов. Причем, в основном это был след парный и человек понял, что рядом с ним шел Сам Господь. Но присмотревшись внимательнее, он заметил, что в самые трудные моменты вторая цепочка исчезала, и тогда человек с упрёком сказал Богу: «Почему Ты оставлял меня тогда, когда мне было и так тяжело?» - и услышал в ответ: «Глупенький! Там Я тебя нёс на руках!» Оглядываясь на самые первые свои шаги своего священства, я все больше и больше убеждаюсь, что особенно тогда и меня Господь тоже нёс на Руках…
…Самый первый случай, о котором я до сих пор вспоминаю с теплотой и благоговением, как об особом жесте Милости Божией, со мной произошел тогда, когда я собрался поехать в родные края…
В городе Новосибирске, который на тот момент был нашим кафедральным центром, Вознесенский собор находится сравнительно недалеко от железнодорожного вокзала. А поезд в наши края уходил поздним вечером. Но мне стало известно, что есть еще и автобус, и он выходит во вполне удобное время. Т.е. я реально, после службы могу на него успеть. Рассудив, что в «нормальных городах» автобусные вокзалы расположены вблизи от железнодорожных, я неспешной, но энергичной походкой пошел искать перрон, откуда отправляются автобусы и вдруг узнал, что в вопросе расположения вокзалов Новосибирск – город «ненормальный»! Т.е. чтобы попасть на автовокзал – от железнодорожного нужно сесть на какой-то городской автобус, проехать несколько остановок, а потом еще и найти этот самый пункт отправления междугородних автобусов!
При таком «раскладе» гарантии, что я успею на нужный мне и единственный маршрут – нет никакой…
…Подойдя к толпе на остановке, я спросил первую попавшуюся женщину: «Как проехать до автовокзала?» Она же, внимательно посмотрев на меня спросила: «А вам, куда надо ехать?» Помню, что я даже немного возмутился тем, что вместо простого и внятного ответа услышал вопрос, но все-таки ответил: «до Бийска». Она посмотрела на часы, потом на подходящий автобус и сказал: «Поедем на этом» – и пригласила за собой, а когда мы доехали до нужной остановки – опять сказала: «Идите скорее за мной!» Мы прошли мимо здания автостанции прямо на перрон, она подошла к нужному автобусу, в который уже закончилась посадка, и обратилась к водителю, назвав его по имени, мол, «захвати молодого человека до конечной». Оказалось, что она работает на этом вокзале чуть ли не диспетчером, знает большинство водителей, но почему она вдруг оказала мне помощь и проявила нелицемерное участие – я не знаю…Просто, видимо Господь так все чудно устроил…
…Вечером я был у благочинного, который направил меня ночевать в церковную сторожку, а утром я помогал требным священникам: впервые «вышел» на исповедь, содействовал при крещении, потом участвовал в освящении квартиры, а вечером служил. Утром мы служили с благочинным «соборно», а на следующий день я впервые служил Божественную Литургию самостоятельно. После службы, получив от благочинного напутствие приехать на «сорокоуст» в понедельник, к вечерней службе – поехал в город ставший мне родным.
…В воскресение, то есть через неделю после диаконской хиротонии, я сослужил настоятелю, в храме, в котором крестился, венчался, впервые исповедовался и причащался, в котором преподавал в Воскресной школе и в котором мне доведется прослужить последующие семь лет…
…….
Итак, прошло чуть более недели, как я покинул родной храм. Уезжал я мирянином, а теперь приехал священником. В храм я пришел «по-гражданке», но уже на территории достал из сумки рясу, священнический крест и облачился. Первым меня увидел пономарь Серёжа – одиннадцатилетний мальчик, который пришел в храм сам, без содействия со стороны более взрослых родственников. Наоборот, позднее он их приведет в Церковь, и в то время, когда его ровесники мечтали стать космонавтами или, хотя бы, моряками – он желал монашества. Увидев меня в рясе, он, обратившись ко мне по имени-отчеству, с удивлением спросил: «А Вы что – священником, что ли стали?» Оказалось, что моя хиротония для многих оказалась тайной. Поэтому на следующий день, когда мы вдвоем с настоятелем, соборно совершали Литургию и вышли на Великий вход, одна из певчих, стоя на «верхнем хоре» внимательно глядя на Амвон вдруг сказала: «И все-таки, как этот молодой батюшка на нашего Юру похож!»…
…Первый день в «родном» храме в качестве священника оказался для меня весьма насыщенным: мы не только с настоятелем отслужили Литургию, но еще и кучу молебнов, затем я служил панихиду-«отпевание», а потом было Крещение. Вначале девяностых народ «валом валил» креститься. Массовые крещения совершались каждый день. А еще отец-настоятель, переживая о том, что многие из крещаемых приехали издалека, Святые Дары после Литургии не сразу потреблял, а оставлял, чтобы причастить новокрещенных. Таким образом, до конца крещения служащий священник не имел возможности даже выпить глоток воды. Так что с первого дня на приходе мне довелось понять, что «тяготы и лишения» – это не только про армию, но и священнослужение тоже не лишено этой «радости».
Домой я пришел, «пошатываясь от усталости», но вполне довольный жизнью. А утром в понедельник уехал в Собор, к благочинному, на «сорокоуст».
Существует такая традиция: новопоставленный священнослужитель – диакон или иерей, служит сорок дней подряд после своей хиротонии. Не знаю, как оценить, повезло мне или нет, но мой «сорокоуст» продолжался около двух недель. Так в первое воскресенье я стал диаконом, во вторник – священником, в пятницу был «требным», в следующее воскресенье – служил в «родном» храме, в понедельник утром службу пропустил, а со вторника и по пятницу служил в Соборе у благочинного. Настоятель уехал в отпуск вечером, после нашей совместной службы, а в последующую пятницу, к вечерней службе, я уже прибыл на свое постоянное место служения. И тут же произошёл еще один случай, свидетельствующий о том, Бог ближе, чем мы, обычно, думаем…
…В храм я пришел, практически к самому началу службы, и оказалось, что меня уже ждут. Только я вошел в ограду, как ко мне нетерпеливо бросилась сравнительно молодая женщина: «У нас бабушка тяжело болеет. Её надо бы причастить!!!» Мне еще не доводилось самому причащать больных на дому, но как это делается, я видел. И знал, что если человек при смерти, то священник не имеет право медлить. Даже богослужение следует остановить, ради того чтобы напутствовать Святыми Тайнами умирающего. С одной стороны мне не хотелось начинать свое служение с переноса службы, но с другой – вроде как, и медлить не имею право. И пока я судорожно соображал, как быть – просительница сама пришла на помощь: «Если Вы сможете сегодня, то я пойду, договорюсь с машиной!» Конечно же, я согласился и предложил подъехать за мной часа через полтора, а чтобы иметь хоть какую-то надежду на то, что больная нас дождется – спросил имя больной чтобы молиться о её здравии до приезда сопровождающей. Услышал в ответ: «Секлетинья». Войдя в Алтарь я, первым делом открыл святцы и стал искать такое странное имя. Не нашел. Зато было имя «Синклитикия» и, как выяснилось позже - память святой с этим именем, оказалась близка ко дню рождения болящей «Секлетиньи».
… После службы меня дожидался «ушастый запорожец» с ручным управлением, за рулем которого находилась женщина «с ограниченными возможностями» и уже знакомая внучка «Секлетиньи». Я её переспросил о имени и дне рождения бабушки и высказал свое предположение…
…Когда мы вошли в старенький, деревянный домик на городской окраине, то я даже немножко испугался, увидев на диване некую расплывшуюся массу, смутно напоминающую человека. Бедная Синклитикия страдала водянкой и уже не могла ни есть, ни пить, ни двигаться. Она шумно, с трудом дышала и колыхалась всем телом…
Я спросил её о имени, о том крещена она или нет, о том, хочет или нет причаститься. Каждый раз в её выдохе слышалось что-то похожее на «да!» и тогда, приготовив Святые Дары, прочитав проследование и выслушав её очень краткую, трудную, но, несомненно, искреннюю исповедь – я её причастил и ушел в твердой уверенности, что через пару тройку дней опять приеду в этот же домик, чтобы отпеть усопшую…
… Через несколько месяцев я, внезапно, встретил в городе ту женщину, что приходила договариваться насчет Причастия, и попытался упрекнуть её, почему не пригласили меня отпевать бабушку? На что она с недоумением спросила: «А зачем отпевать?» Я пытался что-то объяснить, что если перед смертью человек причастился, то его следует хоронить по-христиански, но тут она меня перебила: «Так бабушка-то жива! Вы только вышли, как у неё что-то лопнуло, и вода с неё потекла. Она теперь даже в магазин сама ходит!»
…Вот так Господь сподобил меня стать свидетелем самого настоящего чуда. И не просто свидетелем, но, в какой-то мере и – участником. Понимаю, что моей заслуги в происшедшем нет, может быть, даже и чуда не было, а просто все так совпало, но всё-таки верю, что не без Божьего промышления была и мучительная болезнь, и неожиданное выздоровление рабы Божией Синклитикии.
Предыдущая часть: ЗДЕСЬ
Продолжение СЛЕДУЕТ...
- Если интересно дальнейшее повествование, то не стесняйтесь: подписывайтесь, ставьте "палец вверх", комментируйте.
- И...правила для посетителей канала и, особенно, для комментаторов:
1. Раз уж Вы пришли на канал к действующему православному священнику, то, пожалуйста, воздержитесь от высказываний не в формате канала. Комментарии, содержащие откровенные "наезды",
богохульства, клевету на Церковь и священнослужителей, а также мат и оскорбления (хоть кого!) - удаляются.
2. Комментаторы, целенаправленно допускающие что-то подобное - блокируются.
Если хотите здорового, конструктивного диалога - то я, по мере сил буду его поддерживать. В том числе готов и к "неудобным" вопросам, если.... а) ответы на них в поле моей компетентности;
б) вопросы вызваны живым интересом, а не банальным троллингом. Но обсуждать (и осуждать!) Патриарха, архиереев, незнакомых мне священников и прихожан на этом канале мы с вами не будем :-)