Найти тему
Елена Алекс

Фрида Кало

Фрида Кало (Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderón) занимает одно из главных мест в иконостасе современного искусства. Интерес к ее творчеству, личности, наследию не увядает, как и цветы, украшающие ее голову на многих ее портретах. Посмотрев выставку фотографий, которую организаторы назвали "Фрида Кало. Интимный портрет", ловишь себя на мысли, как же далеко продвинулась фотография и как удобно рассматривать их на компьютере!

Фрида любила фотографию и сохранила более 6000 снимков, главные темы: больно и страстно обожаемый муж Диего Ривера (Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez), друзья, семья, любимые, ее тело, медицина и мексиканская культура. Нужно заметить, что большая часть фотографий сделана профессионалами. Начиная с детских фотографий, которые создавал ее отец - профессиональный фотограф Гильермо Кало (Guillermo Kahlo), а также Тина Модотти (Assunta Adelaide Luigia Modotti Mondini) итало-американо-мексиканский фотограф, актриса и революционерка, Мануэль Альварес Браво (Manuel Álvarez Bravo) мексиканский фотограф, Николас Мюрей (Nickolas Muray) американский фотограф венгерского происхождения и другие более или менее известные.

Гильермо Кало 1932 год
Гильермо Кало 1932 год

Отец Фриды приехал в Мексику из Германии молодым человеком (в 20 лет) и стал успешным архитектурным фотографом для мексиканского правительства под управлением Порфирио Диаса (José de la Cruz Porfirio Díaz Mori). Гильермо интересовался автопортретами и постоянно создавал их в своей студии. Многие фотографии нашли свой путь в фотоколлекцию Фриды.

Фрида Кало. Фотограф Гильермо Кало
Фрида Кало. Фотограф Гильермо Кало

Фрида была любимой дочерью, моделью и помощницей отца в его студии. Возможно их связывал не только общий интерес к процессу фотографирования и собиранию фотографий, но и глубокое человеческое понимание друг друга. Отец страдал эпилепсией, во время приступов в задачу Фриды входило защищать дорогостоящие материалы и оборудование и следить за тем, чтобы отец не нанес себе увечий. А Фрида, переболевшая полиомиелитом в шестилетнем возрасте, навсегда осталась хромой. Позируя и работая в фотостудии, она совершенствовала свой пристальный взгляд, который волнует всех влюбленных во Фриду или тех, кого захватила, так называемая “Фридамания”. Они отмечают ощущение присутствия Фриды, как будто не только зритель смотрит на фотографию, но и Фрида внимательна к своим посетителям.

-4

Наследие Фриды кроме фотографий и картин составляют записи, письма, дневники. Событие, перевернувшее ее жизнь, оставив мучительные травмы и непоправимый вред здоровью, случилось в 1925 году когда ей было 18 лет. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем. Описание Фриды сразу после аварии - голая, кровавая, пронзенная металлическим поручнем и покрытая золотой пылью.

Привязанная к кровати и по ее словам "скучающая как в аду", Фрида начала рисовать, восстанавливаясь после своих травм и множественных медицинских операций. Она снова и снова рисовала себя, объясняя позже: "Я рисовала автопортреты, потому что я так часто одна, потому что являюсь предметом, который я знаю лучше всего". На ее холстах искусство и личность, эмоции и чувства, которые захватывают и волнуют как любовников и друзей, для которых она рисовала в надежде, что ее будут помнить и хранить ее портреты, так и сегодняшних посетителей выставок ее картин.

-5

Диего Ривера (1886-1957) и Фрида Кало (1907-1954) поженились в 1929 году. В 42 года он был самым известным художником, работающим в Мексике и лидером Мексиканской коммунистической партии; в 22 года она была начинающим художником и активно участвовала в деятельности коммунистов. Это был его третий брак и у него уже была прочная репутация бабника. Мать Фриды не одобряла этот выбор, говоря, что это был брак слона и голубки. Отец был мудрее и практичнее, понимая, что только Диего с его возможностями, сможет потянуть медицинские счета Фриды.

-6

Вначале их брака, когда Диего был поглощен заказами на настенные росписи, Фрида надела роль cиньоры Ривера, жены известного художника. Она часто посещала его во время работы и следила за тем, чтобы он не забывал заботиться о себе. Она выбрала традиционный мексиканский стиль одежды, который включает длинную юбку и тяжелые до-испанские украшения.

-7
Как все-таки сильны стереотипы, только на этой фотографии я вижу, что Диего - мексиканец
Как все-таки сильны стереотипы, только на этой фотографии я вижу, что Диего - мексиканец

Пара провела начало 1930-х в США, где Диего принял прибыльные предложения по настенной росписи в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Детройте. Фрида привлекала внимание как экзотическая обольстительная мексиканская жена, "которая тоже рисует". Фрида же писала, что "у американцев отваливалась челюсть при виде моего нефритового ожерелья".

-9

Фрида критиковала "Гринголандию", как она называла Америку, и будучи в Сан-Франциско называла Детройт "уродливым и глупым". Огромная разница в благосостоянии и расовое неравенство, которое они видели в Нью-Йорке, возмущало. Фрида писала матери: "все здесь - чистая показуха, но в глубине это все настоящее дерьмо".

Как миссис Ривера, Фрида обязана была развлекать потенциальных покупателей Диего. Она играла свою роль убедительно - в Детройте Генри Форд был настолько очарован, что прислал ей Lincoln Continental в признательность за танец. Фрида испытывала меньше энтузиазма от своих пересечений с богатыми фондовиками, она писала: " К сожалению, [Диего] работает на эти безмерно богатые задницы. У меня нет выбора, приходится мириться с этим, поскольку только они покупают картины”.

В это же время Фрида пережила разламывающую потерю - беременность прекратилась болезненным выкидышем, а в 1932 году умерла мать. Это заставило Фриду снова взять кисти и краски. Она закрыла себя в своей собственной студии и рисовала ежедневно, Диего хвалил работы Фриды и поднимал ее самооценку. Когда они вернулись в Мексику в конце 1933 года, это были не Диего и синьора Ривера, но пара художников.