Слышали, что проблемы взрослых всегда идут из детства?! Конечно, любой адекватный родитель хочет для своего ребёнка всего самого лучшего, но, увы, жизнь — это не инструкция по эксплуатации и когда человек растёт, жизнь преподносит ситуации, на которые порой и у взрослых нет готовых решений. Сейчас умение человека ориентироваться в жизненном пространстве становится ключевым навыком для успешного развития личности.
Согласно исследованию британского фонда Sutton Trust (образовательная благотворительная организация в Соединённом Королевстве, целью которой является улучшение социальной мобильности и устранение недостатков в образовании) более половины учителей (53%) считают, что жизненные навыки важнее академической квалификации для успеха молодых людей, а 72% считают, что их школе следует уделять больше внимания обучению жизненным навыкам.
Три четверти молодых людей считают, что лучшие жизненные навыки помогут им найти работу в будущем, а 88% говорят, что они не менее важны, чем получение хороших оценок. Однако только каждый пятый ученик говорит, что школьная программа «очень помогает» им в развитии жизненных навыков.
В современном, изменчивом мире важно уделять огромное внимание развитию гибких навыков у ребёнка, чтобы воспитать успешного человека.
Начинать можно с самого детства, поэтому я хочу рассказать на какие навыки стоит обратить внимание в том, или ином возрасте:
Примерно с 1,5 лет:
- навык коммуникации
В этом возрасте начинают выстраиваться первые взаимоотношения со сверстниками, поэтому самое время начинать обучать ребёнка контакту с другими детьми. Ребёнок должен учиться знакомиться, уметь играть совместно с другими детьми, обращаться за помощью к взрослым и самому её оказывать. С этого возраста ребёнок имеет возможность посещать ГКП в детском саду, но если вы отказались от посещения, то вам необходим самостоятельно учить его коммуникации с другими детьми. По личному примеру, могу сказать, что тут очень важно учить ребёнка также отстаивать свои границы. Например, когда росла моя старшая дочь, я всегда спрашивала- «хочет ли она делиться?» «Нравится ли ей такая игра?» и пр.
Результат на будущее: умение вести переговоры, легко коммуницировать с людьми, защитить свои интересы и пр.
Примерно с 2-3 лет:
- навык самостоятельности и самоорганизации
Начиная с приучения к горшку ребёнок начинает свой путь к самостоятельной «автономной» жизни. Главная задача родителей давать ему чуть больше свободы с каждым днём его жизни. В этом возрасте ребёнок всё больше вещей может делать сам, без ущерба для себя и окружающих. Он может начать делать незначительные выводы из своих поступков (напр. «если я подольше посплю нужно будет быстрее собираться», «если я буду не слушаться мама будет ругаться»).
Результат на будущее: может рассчитывать на себя, не боится нового, понимает, что может подстроиться под любые изменения
Примерно с 3-4 лет
- навык планирования времени
Вы знаете, что самые успешные бизнесмены живут по точному графику?А замечаете на каких безумных скоростях живёт современный мир?
Детям стоит уже сейчас научиться управлять временем. Вы можете начинать формировать у ребёнка понятие времени и обозначение его самым важным ресурсом. Личная рекомендация - песочные часы на 5,10 и 15 минут. С ними гораздо проще обозначить то, что мультики выключаем ровно через 10 минут. Почаще спрашивайте у ребёнка через сколько точно он закончит? И приходите в точно обговорённое время. Добавьте возможность ребёнку распоряжаться парой часов своего дня самостоятельно. Если ваш ребёнок ходит в садик, то у него есть ещё и режим дня. Для более старших детей также важно уметь распределять время между уроками и дополнительными занятиями, составлять список дел на день.
Результат на будущее:умение планировать день, выполнять максимум задач за минимум времени, акцент на самые важные задачи.
Примерно с 4 лет
- Эмоциональный интеллект
В 3-4 года ребёнок начинает вполне адекватно осознавать свои эмоции и пытается с ними жить. Очень важно не заглушать их своим авторитетом, а попытаться максимум помочь ему их распознавать. Почаще говорите ему-«просто сейчас ты злишься», «я вижу как ты рад и счастлив». В этом деле огромную помощь окажет соответствующая литература, терапевтические сказки и максимальное количество общения с детьми.
Результат на будущее: легко справляется со стрессом, эффективно решает конфликты, понимает свои и чужие чувства. Работники с развитым эмоциональным интеллектом зарабатывают в среднем на 29 000 долларов в год больше, чем те, у кого этот показатель на низком уровне.
Примерно с 5-6 лет
- навык креативного мышления
Этот навык присутствует почти у всех детей, но очень важное его развивать и поддерживать. Мыслить вне шаблонов и ограничений не только возможно, но и очень полезно. Замечали, что в игре «найди что лишнее» дети часто замечают отличие в предметах не то, что кажется нам очевидным? Они изначально видят мир по-своему и мы должны поддерживать в них этот навык. Помогает развить креативное мышление творческие студии, театральные кружки, наглядная демонстрация творческого подхода.
Результат на будущее: возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.
Конечно, это лишь малая часть всех soft skills, которые мы можем развивать у детей. Но начиная с малого мы уже формируем огромный задел на будущее.