«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 14: 7-11).
В главе четырнадцатой Евангелия от Луки описывается притча о первых и последних местах, а следом за ней идёт притча о званных и избранных, в которой званые отказались прийти на брачный пир к человеку, под которым подразумевается Сам Господь, выбрав земные блага, и были отвергнуты Господом. А избранные – это те, которые были приняты Господом. Но, посмотрите в этой притче, Господь говорит, чтобы тебя посадили выше, избери последнее место, тогда будешь избран и тебя позовут пересесть выше. «Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит.» (Лк. 18: 7). Люди мира сего стремятся к первенству, стремятся занять первое место, быть первыми, взять лучшее себе, занять лучшее место. Так им говорит логическое мышление, рационалистическое, холодный расчёт, быть первым здесь и сейчас в этом мире. Это происходит от гордости и эгоизма. Такие мысли, чувства исходят от сатаны, который стремился быть первым и был отвергнут Богом. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.» (Исаия 14: 12-15). Животные тоже стремятся к первенству, дерутся за кусок мяса, в них действует инстинкт выживания. Жизнь в городах также сравнивается с жизнью в джунглях, города называются «каменными джунглями», где действует закон выживания, как в дикой природе, ведётся борьба «за место под солнцем». «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им.» (Псалом 48: 12). Человек живёт в мире сём, где господствуют плотские страсти, и может подпасть под власть князя мира сего и духов злобы поднебесной. А Господь сравнивает их со зверями: со змеями, волками, псами, скимнами, львами. Сатана представляется в образе дракона. Антихрист также называется зверем: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.» (Откр. 13: 2). Человеческая плоть, в которой живёт грех, тоже стремиться к этому, стремиться к первенству, стремиться к выживанию, так как смертна, как и этот материальный мир, временный: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе;» (Рим. 7: 18).
Но человек – это не только тело, это ещё бессмертные душа и дух. И после смерти душа не умирает, а переходит в вечность, а в какую именно вечность зависит от того, как человек проживал эту земную жизнь. В Царстве Небесном всё устроено совсем по-другому, не так как здесь на земле. В Царстве Небесном владычествует Господь и Царство Его вечно. «Царство Твое, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде.» (Псалом 144: 13). Людям, стремящимся войти в Царство Небесное необходимо жить по Евангелию, проповеданном Господом Иисусом Христом, выполнять волю Божию. Если люди мира сего стремятся к выживанию, к первенству, то сыны Царствия наоборот стремятся быть последними здесь, стремяться к жертвенности, к жертвенной любви. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1-4). Бог есть Дух, и христианская жизнь – это жизнь духа. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4: 24). Дух же стремиться совсем к другому, быть последним, здесь, как был последним здесь Христос, который претерпел осмеяния, заушения, поругания, крестную смерть. Господь Иисус Христос, здесь на земле не был первым, не был царём, а о себе Он говорит, что Ему даже голову негде приклонить: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.» (Лк. 9: 57-58). Стремление к последнему месту, к жертвенной любви свойственно человеку, любящему Христа, послушному Ему, живущему не плотскими помышлениями, а духовными. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.» (Рим. 8: 6-9). Это действие не по гордости, а по любви к Богу и людям. Бог – есть любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16). Именно эта любовь к Богу и ближним движет людьми, когда они готовы положить души за друзей, когда готовы умереть за Христа мученической смертью. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15: 13). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.» (Мк. 8: 35). Это уже действия гражданина Царства Небесного, сына Божия, который наследует жизнь вечную во Христе. Он верит этому и любит Христа и отдаёт жизнь или жертвует жизнью, но или чем-то ещё ради ближних, выполняя заповедь Божию о любви к людям. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.» (Ин. 14: 15). Это уже действие не страстей: гордости, эгоизма, инстинкта выживания, действующих в мире сём, а действие добродетелей веры, любви, надежды на спасение. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (1-е Кор. 13: 13). Это действие Духа Святого в человеке: «и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» (Гал. 2: 20). Они мыслят духовно, а не плотски, поднимаются над человеческим, над мирской суетой, морем житейским, ходят по водам образно, устремляясь на небо. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Исаия 55: 8-9). Они поднимаются над плотскими страстями, не давая демонам власти над собой: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;» (Лк. 10: 19). Это есть творческое мышление, созидающее. Христианин, чтобы уподобиться Творцу – Богу должен иметь мысли созидающие, приносящие в душе и в окружающем мире плоды любви, милосердия, помощи людям. Таким образом, он строит в душе Царствие Божие, Новый Иерусалим в сердце, где царствует Христос и выполняется Его воля: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 10). Они соединяются с Духом Божиим, от Которого всяческое благо, и попадают соответственно в Царство Небесное и жизнь вечную: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.» (1-е Кор. 6: 17).
Этот мир временный, здесь часто всё построено на логике. А Богу возможно всё, Ему возможно творить чудеса, достаточно вспомнить чудеса, которые Господь творил при выходе Израиля из Египта, когда перед Израилем расступилось море и много других чудес сделал Господь, когда Израиль шёл по пустыне: «Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою, избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны» (Псалом 76: 14-16). И если изучать Священное Писание, и посмотреть кто были избранные Божии, то можно увидеть этот закон Божий – «последние будут первыми». Иаков был меньшим братом, но взял первородство у Исава, которое тот отдал за чечевичную похлёбку, и получил благословение от Исаака и от Господа: «и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.» (Быт. 28: 15). А Исав как раз-таки мыслил плотски, отдав первородство за чечевичную похлёбку: «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт. 25: 32). Моисей, избранный Богом, был человеком кротчайшим на всей земле, как говорит нам Священное Писание: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.» (Чис. 12: 3). Царь Давид, избранный Богом на царство, был меньший сын Иессея: «Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. И послал Иессей, и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошёл в Раму.» (1-я Царств 16: 10-13). Сам царь Давид говорит о себе: «Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь. И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь.» (Псалом 151: 1-5). И вот так, будучи меньшими сначала, избранные Божии становились великими. «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.» (Мк. 4: 30-32). В сказках, в которых заложена Премудрость Божия, тоже часто героями выступают именно младшие сыновья и дочери, и также показана сила жертвенной любви. Например, в сказке «Аленький цветочек» Сергея Аксакова именно меньшая дочь, Настенька, согласилась пойти на жительство к страшному зверю, заколдованному принцу, чтобы спасти отца. И их взаимная любовь смогла разрушить злые чары, действующие над принцем. И в аналогичной сказке «Красавица и чудовище» Ш. Перро Бэлль проявляет жертвенную любовь, согласившись остаться у чудовища вместо отца, и обретает любовь истинную с принцем. В сказке «Золушка» Ш. Перро Золушка служила всем и стала королевой, а её сёстры и мачеха, которые командовали ей, остались ни с чем. Также и кто служит здесь всем, тот становится большим в Царстве Небесном: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 25-28). Ещё пример: сказка «Конёк-горбунок» Петра Ершова, героем сказки является меньший брат, которого называли Иван-дурак: «За горами, за лесами, за широкими морями, против неба - на земле жил старик в одном селе. У старинушки три сына: старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.» Отрывок из сказки. И вот этот самый Иван-дурак, меньший брат, является героем этой сказки и в конце он стал царём: «Снова сказкой позабавим православных христиан, что наделал наш Иван, находясь во службе царской, при конюшне государской; как в суседки он попал, как перо свое проспал, как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом, как он в солнцевом селенье киту выпросил прощенье; как, к числу других затей, спас он тридцать кораблей; как в котлах он не сварился, как красавцем учинился; словом: наша речь о том, как он сделался царем.» Отрывок из сказки. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» А.С. Пушкин.
В этом мире людей с творческим мышлением, которые мыслят духовно, а не плотски, люди с логическим мышлением часто называют дураками, особенно в наше время. Это было предсказано святыми отцами. Преподобный Антоний Великий сказал: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы.» Но правильно ли логическое мышление, верно ли оно отражает истину? Нет, скорее оно искажает истину, не верно передаёт информацию, и это видно на следующем тесте с кедами. Люди с развитым левым полушарием – логическим мышлением видели кеды серо-зелёными, а люди с развитым правым полушарием, творческим мышлением, видели кеды – розово-белыми. В действительности же эти кеды розово-белые. Люди, мыслящие духовно, творчески более здраво воспринимают реальность, потому что Истина у Бога, Который и открывает им правильное понимание вещей. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14: 6). Они ходят в истине и во свете Христа. «Я – свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.» (Ин. 12: 46). А своим лжеимённым разумом можно неправильно воспринимать реальность, она искажается сатаной, навязывающем свои ложные представления о мире. «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи.» (Ин. 8: 44). Но каждому человеку дано покаяние, как известно и Бог никого не отвергает. Хочу заметить, что не связываю этот тест никаким образом с состоянием души человека, а только лишь с тем, что люди с творческим мышлением более правильно воспринимают реальность, потому что Истина – у Бога. Отсюда всякие искажения восприятия Евангелия, когда его начинают толковать своим разумом, логическим мышлением. Только Святой Дух открывает Истину через Библию. Поэтому стоит читать толкования на Евангелие святых отцов, которые имели Духа Божия, были близки к Богу. Но не все принимают Истину Христа, не все могут принять Его слово, и скорее верят лжи дьявола. «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.» (2-е Фес. 2: 8-12). «Бедные слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими». Игумен Никон (Воробьёв). Войти в Царство Небесное сможет только тот, кто следует узким путём, соблюдает слово Божие, держится Его, не отклоняясь, мысля духовно, а не плотски: «и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2-е Кор. 2: 10).
«Многие же будут первые последними, и последние первыми.» (Мк. 10: 31).
«итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 4).