Как-то я принимал участие в опросе, мол, озвучьте ваше мнение, можно ли включить в название книги для маленьких детей слова "убить" или "убил"?
Например, «Когда его убили», «Убить куклу», «Как я убил волка».
Этот опрос проводило одно из творческих объединений Вологоды. На вопрос отвечали респонденты напрямую связанные с культурой: журналисты, писатели, сценаристы, библиотекари, драматурги и т.д.
Мнения участников тогда сильно разошлись, но большинство, примерно 70%, всё-таки высказались против! Я в свою очередь тоже высказал свою точку зрения и примкнул к большинству.
А дело всё в том, что это психологи поднимают такие темы. Они утверждают, что в детсадовском возрасте, примерно лет в пять, у всех по-разному, наши дети всё чаще обеспокоены мыслями о добре и зле, всё чаще задумываются о жизни и смерти. И поэтому возникают резонные вопросы, как объяснить ребёнку не напугав его, не травмировав психику о смерти? Какие книжки читать? Ведь первое впечатление останется с ним на всю жизнь.
Конечно, лично моё мнение, применение таких слов в заголовке, как «убить» или «убил» - непростительно и неприемлемо. Так мы лишь воспитаем дурной вкус. Да и вообще, у меня кровь в жилах стынет лишь от одной мысли, что такие книги стоят на полках в книжных магазинах. И даже, если убрать из названия эти слова, а главной темой произведения оставить намеренное убийство – это всё равно дикость.
Но тогда каким образом ответить на поставленные вопросы? Что читать ребёнку?
Как по мне, так всё очень просто – покупайте только проверенную классическую литературу. Писатели задолго до современных психологов во всём разобрались и ввели детей во все волнующие их темы. Почти во всех сказках так или иначе присутствует убийство, но оно не проходит красной нитью, не смакуется, а наоборот подаётся легко, очень мягко и непринуждённо. Например, когда добро побеждает зло и Илья Муромец отсекает головы Змею Горынычу, или охотники убивают волка в сказке «Красная шапочка», а комар рубит паука в «Мухе-цокотухе» и освобождает пленницу.
О сострадании к невинно убиенным классики тоже поговорили. Но это уже для детей постарше. Помню, во втором классе мы с дочкой разбирали произведение «Янко-музыкант», там жестоко избили мальчишку за то, что он прикоснулся к скрипке. В третьем – мы рыдали над «Муму» и «Гуттаперчевым мальчиком». Четвёртый класс запомнился замученной до смерти собакой «Белым Бимом чёрным ухом».
В общем, я думаю, что на все случаи жизни уже всё написано.
Или не на все и не всё? Как вы думаете?
Понятно, что времена меняются, ориентиры сдвигаются и требуются новые, современные книги. И участвовавшие со мной в опросе респонденты, в основной своей массе, высказались предвзято, потому что воспитание прежнее, советское. А ещё сами по себе профессии связанные с культурой диктуют быть моралистами. Но сейчас-то все живут по принципу "...поучайте лучше ваших паучат...", а мы сами с усами и лучше знаем, как лучше. Поэтому мне интересно узнать ваше мнение.
Прошлые мои статьи на около книжные темы можно найти по ссылкам ниже :
1) Ольга Савельева Добробук
2) Владимир Короленко В дурном обществе. Как уберечь ребёнка от плохой компании
3) Виктор Драгунский Ностальгия по советскому прошлому: кружка кваса - 5 коп., эскимо - 11 коп., билет на самолёт - 5 руб.
4) О Пушкине с нелюбовью В России нет ничего однозначно плохого и однозначно хорошего
5) Максим Горький Часто мёд этот был грязен и горек. Но всякое знание - всё-таки мёд
6) Валентин Пикуль «Молодости вообще не свойственно испытывать страх, жить она собирается вечно»
Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!