Кто бы мог подумать! Простая девчонка запросто уехала из Союза в отпуск, а вот с возвращением возникли проблемы. Глупость чиновников, подростковая наивность или ошибка системы?
В 1989 году прошёл ровно год моего трудового учительского стажа, который начался сразу по окончанию университета. Сметая на своём пути всё привычное и устоявшееся,в стране полным ходом шла перестройка. Что только не перестраивали в стране во время правления, не к ночи будь помянут, Горбачёва. Книги с газетами и журналами, позабыв о том" кто в доме хозяин," забились в уголки своих киосков и впустили на постой китайский и турецкий ширпотреб. Пошла движуха, новая и незнакомая. Всё завертелось в ожидании перемен и предвкушении капиталистического счастья.
Как-то вдруг и без всякого перехода ученики школ обросли новыми правами, а учителя обязанностями, так что предстоящее двухмесячное безделье вселяло нотку пьянящей радости в мой первый в жизни отпуск, который я к тому же собиралась провести в гостях у своих кубинских, ещё университетских друзей. Сегодня, много лет спустя, я понимаю, что если бы не Горбачёв, да не устроенная им и не переломившая всю страну перестройка, навряд ли бы мне удалось тогда так просто и быстро оформить документы на выезд из страны с целью посетить Остров Свободы. Хотя кто его знает, мятежная Куба была нам почти своя, а тут ещё первый и единственный президент страны Советов посетил республику с дружественным визитом.
Таким образом мой выезд к морю, солнцу и пляжам был благословлён самим Михаилом Сергеевичем. С другой стороны, доведись мне получить такое приглашение сегодня, я даже думать о нём не стала бы, так как понимаю, что круиз, который смогли для меня оплатить мои родители тогда, сейчас был бы далёк от меня, как заоблачные дали.
Никакие прививки с меня не требовали, можно я оставлю данный факт без комментариев, всем и без слов всё понятно.
Безумно скучая за СССР, я намеренна говорить только правду без прикрас о стране, в которой родилась и выросла .На Кубу летела, предполагая принять неофициальное предложение моих друзей попробовать устроиться работать на солнечном острове преподавателем русского языка для ребят, которые собирались получить высшее образование в Союзе, поэтому, договорившись с директором школы, в которой работала, заранее написала заявление на увольнение по собственному желанию после окончания трудового отпуска. И так, я была готова отправиться в путь, но в силу юношеского максимализма совершила огромную ошибку, которая впоследствии стоила бессонных ночей моим родителям,- улетела без обратного билета ( благо виза была открытая).
Тогда я даже представить себе не могла к чему приведёт моя необдуманность.
Куба встретила жарой и любовью ко всему советскому. Гуляя по малекону (набережная) Гаваны и понимая какое уважение вызывает моя русская речь, гордилась чрезвычайно. Мы все тогда гордились своей великой многонациональной Родиной- великой державой построенной на основе братства, равенства и справедливости.
Кубинцы мало едят хлеб, им его заменяет рис, и святой для нас продукт мог просто валяться на обочине тротуара. У нас же в голодные и трудные времена кусочек хлеба был равен чьей-то жизни и трепетное отношение к нему воспитано уже на генетическом уровне, поэтому я где видела подбирала кусочки недоеденных багет, чтобы потом скормить их птицам. Люди смотрели на меня с удивлением, но узнав откуда я, начинали улыбаться и проникались такой искренней симпатией, словно знали меня всю жизнь и только с лучшей стороны. Но, несмотря на все плюсы кубинского дружелюбия и кубинской экзотики, хватило меня ровно на пять месяцев. Ностальгия по дому мучила так, что горячий кубинский воздух, казалось сжигал меня и превращал в пепел. Хотелось,чтобы хоть пепел этот был развеян на Родине
Спросите почему я не уехала сразу? Правильный вопрос, отвечаю. Зарплату на Кубе я получала в песо. Теперь напоминаю, приехала я туда без обратного билета, не предполагая, что с его покупкой могут возникнуть какие-либо проблемы. Стену проблем выстроили чиновники обеих стран, одна из которых была моей Родиной! Нет, билет-то мне купить разрешали, фишка была в том, что СССР разрешала купить мне его за песо, а Куба за рубли, которых у меня, разумеется с собой не было! Вот такой фокус, но моя страна в своё время просто махнула на меня рукой, а ведь я не была эмигранткой, и соответствующие органы благословляли меня на выезд, зная, что я лечу с открытой визой!
В конце концов навстречу мне пошёл национальный банк Кубы, который разрешил приобрести билет домой за их валюту. Считая себя самым счастливым человеком мироздания и по горло насытившись морем, солнцем и пальмами, я купила билет домой, куда должна была вылетать двадцатого декабря с посадкой в тогда ещё социалистическом Берлине, но в силу независящих от меня обстоятельств оказалась в Швеции, в Стокгольме, о чем до сих пор вспоминаю, умирая со смеху.
Это я о том, что советский человек был почти лишён возможности выезда в западные страны, в следствие чего, попав туда, вёл себя настолько аномально и странно что..., но об этом завтра, так что не прощаюсь!