Осиповский мятеж или что на самом деле происходило в январе 1919 года в Ташкенте?
Город, отрезанный от центральной России со всех сторон, был окружен.
«Положение правительства Туркестана было в это время тяжелым. Оно боролось на четырех фронтах, не считая опасности на домашнем фронте в самом Ташкенте, кульминацией которой явился вооруженный конфликт в январе 1919 года.» - напишет свидетель Ташкентских событий полковник Фредерик Бейли.
По городу ездили конфискованные автомобили, обслуживающие только большевистскую элиту.
Везде были австрийские военнопленные, освобожденные после Революции, в поисках работы и пропитания. Некоторые из них играли в оркестрах, ресторанов, которые еще не закрыли. А в целом им было предложено вступить в Красную Армию, где неплохо кормили и платили зарплату больше, чем остальному населению.
Экономическая ситуация ухудшалась из-за безграмотности введения коммерческих дел простыми рабочими. Безработица, дефицит еды, дороговизна. Спасением было свое хозяйство, но и тут каждое яблоко на дереве – государственное.
«Во многом русская революция шла путями Французской революции. Многие действующие русские революционеры, будучи молодыми людьми, были сведены с ума своим маленьким временным могуществом и совершали страшные злодеяния»,- напишет Бейли.
Решением ЦКРКП в помощь были направлены несколько партийцев, что не нравилось местным. Ташкент жил жизнью которой руководили большевики, социал-демократы и левые эсеры, часто игнорирующие Приказы ЦК.
Руководство Советской Туркестанской Республики было доверено, вчерашним ж\д слесарям, землемерам, крестьянам. Были среди них люди и образованные, (наверное, слишком мало), что никак не сказалось на том, чтобы поставить на такой ответственный пост, как народный военный комиссар, 22-х летнего мальчишку, Осипова Константина Павловича.
Был ли на самом деле Осипов тем «злым гением», каким нам представляла его Советская История, или пьяные воображения и безнаказанность, сделали весь этот начинающийся для истории Ташкента ужас, который еще долго будет сотрясать город.
В ночь с 19-го на 20 января 1919 года: «Осипов пришел в казармы 2-го Туркестанского полка и, позвонив в Белый дом — в резиденцию Колесова, главы правительства, сказал, что в казармах возникли беспорядки, и он просит кого-нибудь из комиссаров приехать туда и помочь ему в переговорах, чтобы успокоить людей. Восемь из них поехали,…Осипов их всех расстрелял», - напишет Бейли. Остальные, общее количество погибших составило 35 человек, погибли из-за обстрелов зданий, где размещались руководители большевиков.
26 января 1919 года погибших похоронили в Александровском сквере. В 1923 году там же будет похоронен М. П. Кафанов — председатель Центральной Контрольной Комиссии Компартии Узбекистана и сквер станет Кафановским. В 1962 году на месте захоронения установлен обелиск и зажжен «Вечный огонь».
В 1970-е годы назван «Сквером Коммунаров». В 2000 году обелиск демонтирован, а останки комиссаров перезахоронены на «Коммунистической карте» Боткина.
1 мая 1962 года на Привокзальной площади будут установлен из красного гранита памятник только 14-ти большевикам погибшим в январе 1919 года :
Вотинцев Всеволод Дмитриевич- Председатель Центрального Исполнительного Комитета Советов Туркестанской Советской Республики, Шумилов Николай Васильевич – Председатель Ташкентского Совета, и Фоменко Донат Перфельевич- Председатель Туркестанской Чрезвычайной Комиссии, Фигельский Владислав Дамианович - Председатель Совета Народных Комиссаров, Малков А.Н. (Малкоф) - Народный Комиссар внутренних и иностранных дел,
Першин Александр Яковлевич – Народный комиссар продовольствия, Дубицкий Евдоким Прохорович – Народный комиссар путей сообщения, Финкельштейн Вульф Наумович – заместитель председателя Ташкентского совета, Гордеев Семён Павлович -член Исполкома Ташкентского Совета, Качуринер Михаил Самойлович- председатель Ташкентского Совета Профсоюзов, Лугин Георгий Иванович – помощник Начальника охраны города, Троицкий Михаил Н. – редактор газеты «Красноармеец», Черваков Алексей Васильевич – Председатель военно-полевого суда Туркестанской республики, Шпильков Дмитрий Григорьевич – Командир партийной боевой Дружины.
Памятник «14-ти Туркестанским комиссарам», выполнен по проекту скульптора Д.Рябичева, архитекторов Н.Миловидова и С.Ожегова. В 1996 году памятник Туркестанским комиссарам на Привокзальной площади Ташкента демонтирован.
Так что же Осипов? Родился в 1896 году, после окончания Красноярского землемерного училища, 2-а года служил в запасном полку, потом закончил Московскую школу прапорщиков и остался там преподавать. В 1913 становится членом РСДРП(б). Получив в конце 1916 года назначение в Туркестан, в начале 1917 становится адъютантом генерала Полонского. Заслугой назначения на пост военным комиссаром, были участия в разгроме Кокандской автономии и разоружение белоказаков под Самаркандом.
После расстрела комиссаров, «… он заявил, что большевистскому режиму наступил конец и продолжил напиваться. Ташкентская крепость была занята освобожденными бывшими венгерскими военнопленными, перешедшими на службу в Красную армию. Они оставались лояльными к большевикам, и между крепостью и казармами 2-го полка развернулась артиллерийская дуэль. Сопротивление этих венгров в крепости и явилось основной причиной поражения Осиповского восстания.», - напишет Бейли.
Не состоявшаяся «революция», Осипова не смущает, он забирает с Государственного банка золото и деньги на сумму около 4-х миллионов рублей и на автомобилях с соратниками покидает город в сторону Чимгана.
«Позже большевики расстреляли кассира, который выдал эти деньги, хотя трудно представить, что еще он мог сделать?»- напишет Бейли.
Большевики шли по пятам за Осиповым, после последнего боя, золото как и Осипова не нашли. в 1926 году при дворе бежавшего из Бухары в Кабул эмира видели Осипова.
Город наконец вдохнул, но большевики пообещали ответить «Красным террором» за смерть товарищей, который унесет около 4-х тысяч жителей города: мужчин всех возрастов и женщин. Как раз в этой «мясорубке» расстреляют хозяина «Колизея» Георгия Цинцадзе, младшего брата Александра Керенского – Фёдора и младшего брата генерала Лавра Корнилова – Петра.