8 сентября 1850 г. на Красном холме был торжественно открыт памятник-колонна Дмитрию Донскому, авторами которого были архитектор Александр Павлович Брюллов и инженер А.А. Фуллон. Памятник-колонна - визитная карточка музея-заповедника. Но облик Красного холма мог бы быть совершенно другим…
В 1820 году Александр Мартос - скульптор, академик Российской академии художеств, автор памятников Минину и Пожарскому в Москве (1818 г.), М. В. Ломоносову в Архангельске (1828 г.), А. Г. Потемкину в Херсоне (1831 г.) и других – по предложению генерал-губернатора Рязанского округа А. Д. Балашова начинает работу над проектом памятника великому московскому князю Дмитрию Донскому на Куликовом поле.
В одном из своих писем Балашову Мартос писал:
"Памятник такому герою, который, можно сказать, собственным своим гением и героизмом возбудил подавленное ярмом власти иноплеменной мужество своих соотечественников, который сотворил поборников, себя достойных, который преодолел все препоны и первый сверг иго, отягчавшее целые столетия Россию, не есть дело, для которого бы достаточны были обыкновенные усилия художника: это дело требует больших соображений, зрелой обдуманности и исполнения, сколько возможно, совершеннейшего. Посему-то я ограничиваюсь на сей раз только изложением предварительно моих мыслей на счет означенного предмета.
Цель всех памятников, великим людям воздвигаемых, есть или желание увековечить их имена и деяния, или заплатить дань удивления и признательности к их подвигам, или, наконец, оставить потомкам в лицеизображениях разительный пример для подражания великим их делам. Имя Донского бессмертно; его подвиги возбуждают удивление всякого; он носит имя Россиянина, его любовь к Отечеству и добродетели достойны подражения всех сынов России. Следовательно, эта троякая цель соединяется в одну и требует, чтобы зритель, при взгляде на памятник, посвящаемый Донскому, видел хотя идеальное лицо его, видел его деяние, прославившее и Донского и Россию, и наконец видел бы то, чему поучают подвиги незабвенного Димитрия.
Обширность места, на котором должен быть поставлен ему памятник, требует массы большой; но, говоря словами художника, я присовокупить могу, что одни Архитектурные произведения, для подобного предмета назначаемые, бывают слишком холодны. Они не говорят душе, они не действуют на воображение, они не производят впечатлений продолжительных, а потому-то и всегда не достаточны. Колонны Траянова и Антонинова украшены в барельефах изображениями подвигов своих героев, эти колонны обогащены надписями и увенчиваются статуями; и потому-то они и говорят многое зрителю.
Памятник Минину и Князю Пожарскому служит предметом общего внимания, а это единственно по той причине, что изображает лица... Изваяние Донского ... есть, по моему мнению, единственное средство, чтобы памятник, сооружаемый Димитрию, во всем соответствовал своей цели и своему назначению. Я полагаю по сей причине, что он должен быть огромен и что Скульптура должна в нем составлять главное".
Эскизный проект памятника по формам и стилю был выполнен с подражанием античным образцам и характерен для своей эпохи. Балашов хотел, чтобы дорога от Лебедяни через Данков в Епифань проходила под огромною аркою памятника, чтобы вблизи его же при храме Рождества Пресвятой Богородицы был учрежден был Инвалидный дом, а в Зеленой или от 3еленой Дубравы по пространству к Красному Холму располагалась ярманка. Инвалиды обязаны были охранять памятник.
Однако Комитет министров решил заменить скульптурный памятник И. П. Мартоса на обелиск, подобно тому, «как и во многих местах, где были замечательные сражения, существуют».
Читайте также:
Красный холм - символ Куликова поля
Куликово поле: почему археологи начали раскопки на месте слияния Дона и Непрядвы, а не где-то еще
Вокруг Куликова поля. Татарский переход
Наш канал очень нуждается в вашей поддержке. Пожалуйста, поделитесь этой статьей на своих страницах 😌Подписывайтесь на наш канал здесь.