Найти в Дзене
Солонский Андрей

Сиднейская опера – толкование образа. (часть 1)

Сиднейский оперный театр - одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, символ и «визитная карточка» Австралии. Здание строилось с 1959 по 1973 год по проекту датского архитектора Йорна Утзона. 28 июня 2007 года он был внесён ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия, является единственным зданием 1970-х годов с таким статусом. Влиятельный теоретик и историк архитектуры Чарлз Дженкс рассматривает здание сиднейской оперы в своей книге «Язык архитектуры постмодернизма». Книга Дженкса, оказавшая огромное влияние на профессиональное сознание архитекторов и являющаяся «библией постмодернизма», была опубликована в 1977 году. На русский язык книга была переведена в 1985 году. (Чарльз А. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма» Москва. Стройиздат. 1985) «Одно современное здание – оперный театр в Сиднее – вызвало невиданное изобилие метафорических трактовок как в широкой, так и в профессиональной прессе. Причины этого заключается опять-таки в том, что формы были и необычными дл

Сиднейский оперный театр - одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, символ и «визитная карточка» Австралии. Здание строилось с 1959 по 1973 год по проекту датского архитектора Йорна Утзона. 28 июня 2007 года он был внесён ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия, является единственным зданием 1970-х годов с таким статусом.

Сиднейский оперный театр
Сиднейский оперный театр

Влиятельный теоретик и историк архитектуры Чарлз Дженкс рассматривает здание сиднейской оперы в своей книге «Язык архитектуры постмодернизма». Книга Дженкса, оказавшая огромное влияние на профессиональное сознание архитекторов и являющаяся «библией постмодернизма», была опубликована в 1977 году. На русский язык книга была переведена в 1985 году. (Чарльз А. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма» Москва. Стройиздат. 1985)

Сиднейская опера и паруса.
Сиднейская опера и паруса.

«Одно современное здание – оперный театр в Сиднее – вызвало невиданное изобилие метафорических трактовок как в широкой, так и в профессиональной прессе. Причины этого заключается опять-таки в том, что формы были и необычными для архитектуры, и в то же время вызывающими иные визуальные образы. Большинство метафор было связано с органическим миром: архитектор – Иорн Утцон – показал, что оболочки здания напоминают и о сферической поверхности (подобно долькам апельсина»), и о крыле летящей птицы.»

Сиднейская опера и крыло летящей птицы.
Сиднейская опера и крыло летящей птицы.

«Они ассоциируются также, очевидно, с белыми морскими раковинами, и именно эта метафора, а также сравнение с белыми парусами, которые полощутся вокруг Сиднейской бухты, стали журналистскими штампами… С некоторых точек зрения видятся неистово смятые, разбитые вдребезги формы – пронзает ассоциация «дорожное столкновение, выживших нет».

«Как и в случае с Эйфелевой башней, неопределенные значения в конце концов перешли рамки всех возможных функциональных соображений, и здание стало просто национальным символом. Этот знак относится к редкому типу, который, подобно тесту Роршаха, символизирует отклик, фокусирующий интерес на отвечающем, а не самом знаке. Его можно было назвать «загадочным знаком», потому что, подобно океану, он принимает значения, выдвигаемые каждым.»

Сиднейская опера и морские раковины.
Сиднейская опера и морские раковины.

Самые неожиданные интерпретации образа здания и смелые ассоциации в следующей статье.

Все коллажи выполнены автором.
Продолжение:
Часть 2 Часть 3