Всех приветствую на своём канале, Провинциальный Гид. Сегодня хочу поделиться впечатлениями от поездки на Челябинской детской железной дороги, которая официально называется Малая Южно-Уральская железная дорога. Ну и как принято на моём канале слегка погрузится в историю.
Для начала, немного характеристик:
- Протяженность: 5,8 километра.
- Ширина колеи: 750 миллиметров.
- Шесть действующих остановок: ст. Звёздная (конечная), ст. имени Павлика Морозова, пл. Зоопарк, ст. Водная, ст. Лесная, ст. Солнечная (конечная).
-Два регулярно эксплуатируемых поезда: "Юность" ежедневный, и "Южноуралец" выходящий на линию по выходным дням.
-Подвижной состав: один тепловоз ТУ10, два тепловоза ТУ7, вагоны Камбарского машиностроительного завода, грузовые платформы.
-Начало проектирования дороги: 1939 год, торжественно открыта 31 августа 1949 года.
-Ежегодно на дороге проходит обучение более 700 юных железнодорожников, это: машинисты, путейцы, проводники, дежурные по станции, осмотрщики вагонов, монтёры устройств сигнализации.
-Количество перевозимых пассажиров, давно перевалило за 50 000 человек в сезон.
-Цена билета в "оба конца" на 2021 год 100 рублей для юных пассажиров, и 150 для взрослых.
Инициативу по предложению строительства проявили комсомольцы "железнодорожной школы номер 2" (ныне школа номер 53 города Челябинска), с целью подготовки новых кадров для железных дорог молодого государства оправлявшегося в то время от гражданской войны, первой мировой, и двух революций. Проект дороги разрабатывался институтом Челябгипротранс.
Вот такая статья нашлась в журнале "Локомотив":
Место для строительства дороги выбрали неслучайно. На территории будущей детской дороги до революции была ветка, по которой ходили поезда, перевозившие муку с мелькомбината на станционные пути. Во время восстания белочехов ветку и оборудование разгромили, коммунисты-железнодорожники погибли. В память о тех трагических событиях гражданской войны и решили построить Малую детскую железную от поселка Мелькомбинат до места, где раньше был небольшой поселок железнодорожников. Тем более, что в поселке устроили городской пляж, излюбленное место отдыха горожан.
Руководителем строительства назначили Александра Ивановича Козырева, впоследствии ставшего начальником дороги.
Становление дороги проходило в не простое для нашей страны время. В 1939 году, когда Германия напала на Польшу, развязав самую жестокую войну в мировой истории, в Челябинске было принято решение о строительстве детской железной дороги, начались проектные работы. Первый Субботник по расчистке территории будущего перегона ДЖД в котором приняли участие по официальным данным свыше 6000 школьников и комсомольцев города, провели в мае 1940 года.
Детская Железная Дорога невозможна без "взрослой руки". Много трудов вложили железнодорожники Южно-Уральской Железной дороги. Работали на чистом энтузиазме, путейцы, бригады ПТО, проектировщики, связисты.
Официальное открытие планировалось на лето 1941 года, но 22 июня в 4 часа утра война приходит и в СССР... Почти готовую ветку разбирают, рельсы нужны фронту. За годы войны кстати было восстановлено более 100 000 километров железнодорожных путей которые переведены в негодность "благодаря" вражеской авиации и диверсиям противника, количество же вновь проложенных путей приближается к 10 000 километров. Паровозы и вагонетки передают на узкоколейные дороги, для выполнения работ на промышленных предприятиях, для страны сплочённой в борьбе с захватчиком как воздух необходимо снабжение.
Война ударила по всей стране, самые тяжёлые 4 года в нашей истории. Но не стоит забывать что восстановить страну было так-же не легко, требовались новые специалисты. Кадры ковались всеми доступными способами. И вот, в 1947 году возобновляется строительство ДЖД. Дорогие читатели, только представьте себе, всего лишь два года после Победы. Торжественное открытие состоялось 31 августа 1949 года. Ещё совсем крохотная: 700 метров, две тупиковые станции с диспетчерской и крохотной билетной кассой, да всего лишь три крохотных вагона с открытым верхом. Но магистраль задышала, паровоз пыхтел и вёз радостную детвору...
Потом был 1953 год, новая станция "Водная", протяжённость дороги возрастает до 2000 метров, два новых тепловоза ТУ2-012 "Космонавт".
В 1967 году дорогу продляют до 4 километров, строится новая станция "Пионерская". А новые вагоны польского завода PAFAWAG и более современные тепловозы ТУ2-189 собирают в два постоянно курсирующих состава, в каждом из которых работало по 4 вагона, их назвали "Юность" и "Пионер".
1985 год ознаменован тем, что на Дороге были удлинены платформы, здания станций оснастили постами электрической сигнализации.
А потом, а потом... Потом пришли "лихие" девяностые. В 1996 году, из-за недостатка финансирования движение поездов было остановлено. И хоть всего-лишь через год, в мае 1997 года было принято решение о восстановлении работы дороги, этого года хватило для запустения... Мародёры и отсутствие ухода сделали своё дело. Восстановить удалось только две станции, между которыми курсировал только один состав.
К 1998 году работа дороги была восстановлена огромными силами неравнодушных людей. Открытие состоялось в 49-й день рождения 31 августа.
А уже через десять лет в преддверии шестидесятилетнего юбилея Дороги, были полностью отремонтированы все станции, реконструирован главный вокзал на станции имени Павлика Морозова, деревянные шпалы заменены на бетонные, а рельсы обновлены.
Я завёл разговор с юным проводником нашего вагона, после того как он проверил билеты пассажиров на обратном пути от станции "Солнечная":
-Нравиться тут работать?
-Очень - мальчик буквально светился от счастья.
-Сам пошёл, или родители посоветовали?
-И да, и нет. Родители железнодорожники, так сказать пример брал с них. От них и заразился романтикой стальных дорог. Ну а решение пойти сюда принимал сам, родители лишь помогали оформить документы.
-Ну, а с будущей профессией определился?
-Сейчас я проводник. А вот мечтаю стать машинистом.
Тут в наш разговор влезла женщина почтенных лет:
-Да, классно целый день на аттракционе кататься легально.
-Для Вас это аттракцион, а для меня жизнь - не моргнув глазом ответил проводник. Женщина поспешила отвернуться.
И так тепло стало на душе, а за окном под перестук колёс проплывал красивейший сосновый Бор...
И в самом деле назвать аттракционом данную достопримечательность Челябинска не поворачивается язык. Будто вся история России 20 века отобразилась здесь как в зеркале. Взлёты и падения, стройки и размеренная жизнь под гудок тепловоза.
И я искренне верю, что эти дети станут достойными тружениками железных артерий страны. А те из них кто не свяжет свою трудовую деятельность с взрослыми железными дорогами, будут добрыми созидателями в других профессиональных сферах.
Если вам, мои дорогие читатели понравилась статья, поддержите меня лайком и подпиской. Комментарии как всегда внизу.
До новых встреч!