Найти в Дзене
Провинциальный Гид

Детская Железная Дорога, кем станут эти дети?

Всех приветствую на своём канале, Провинциальный Гид. Сегодня хочу поделиться впечатлениями от поездки на Челябинской детской железной дороги, которая официально называется Малая Южно-Уральская железная дорога. Ну и как принято на моём канале слегка погрузится в историю.

Для начала, немного характеристик:

- Протяженность: 5,8 километра.

- Ширина колеи: 750 миллиметров.

- Шесть действующих остановок: ст. Звёздная (конечная), ст. имени Павлика Морозова, пл. Зоопарк, ст. Водная, ст. Лесная, ст. Солнечная (конечная).

-Два регулярно эксплуатируемых поезда: "Юность" ежедневный, и "Южноуралец" выходящий на линию по выходным дням.

-Подвижной состав: один тепловоз ТУ10, два тепловоза ТУ7, вагоны Камбарского машиностроительного завода, грузовые платформы.

-Начало проектирования дороги: 1939 год, торжественно открыта 31 августа 1949 года.

-Ежегодно на дороге проходит обучение более 700 юных железнодорожников, это: машинисты, путейцы, проводники, дежурные по станции, осмотрщики вагонов, монтёры устройств сигнализации.

-Количество перевозимых пассажиров, давно перевалило за 50 000 человек в сезон.

-Цена билета в "оба конца" на 2021 год 100 рублей для юных пассажиров, и 150 для взрослых.

Инициативу по предложению строительства проявили комсомольцы "железнодорожной школы номер 2" (ныне школа номер 53 города Челябинска), с целью подготовки новых кадров для железных дорог молодого государства оправлявшегося в то время от гражданской войны, первой мировой, и двух революций. Проект дороги разрабатывался институтом Челябгипротранс.

Вот такая статья нашлась в журнале "Локомотив":

Место для строительства дороги выбрали неслучайно. На территории будущей детской дороги до революции была ветка, по которой ходили поезда, перевозившие муку с мелькомбината на станционные пути. Во время восстания белочехов ветку и оборудование разгромили, коммунисты-железнодорожники погибли. В память о тех трагических событиях гражданской войны и решили построить Малую детскую железную от поселка Мелькомбинат до места, где раньше был небольшой поселок железнодорожников. Тем более, что в поселке устроили городской пляж, излюбленное место отдыха горожан.

Руководителем строительства назначили Александра Ивановича Козырева, впоследствии ставшего начальником дороги.

Становление дороги проходило в не простое для нашей страны время. В 1939 году, когда Германия напала на Польшу, развязав самую жестокую войну в мировой истории, в Челябинске было принято решение о строительстве детской железной дороги, начались проектные работы. Первый Субботник по расчистке территории будущего перегона ДЖД в котором приняли участие по официальным данным свыше 6000 школьников и комсомольцев города, провели в мае 1940 года.

Детская Железная Дорога невозможна без "взрослой руки". Много трудов вложили железнодорожники Южно-Уральской Железной дороги. Работали на чистом энтузиазме, путейцы, бригады ПТО, проектировщики, связисты.

Официальное открытие планировалось на лето 1941 года, но 22 июня в 4 часа утра война приходит и в СССР... Почти готовую ветку разбирают, рельсы нужны фронту. За годы войны кстати было восстановлено более 100 000 километров железнодорожных путей которые переведены в негодность "благодаря" вражеской авиации и диверсиям противника, количество же вновь проложенных путей приближается к 10 000 километров. Паровозы и вагонетки передают на узкоколейные дороги, для выполнения работ на промышленных предприятиях, для страны сплочённой в борьбе с захватчиком как воздух необходимо снабжение.

Переход для пешеходов через железнодорожные пути, на территории парка имени Гагарина
Переход для пешеходов через железнодорожные пути, на территории парка имени Гагарина

Война ударила по всей стране, самые тяжёлые 4 года в нашей истории. Но не стоит забывать что восстановить страну было так-же не легко, требовались новые специалисты. Кадры ковались всеми доступными способами. И вот, в 1947 году возобновляется строительство ДЖД. Дорогие читатели, только представьте себе, всего лишь два года после Победы. Торжественное открытие состоялось 31 августа 1949 года. Ещё совсем крохотная: 700 метров, две тупиковые станции с диспетчерской и крохотной билетной кассой, да всего лишь три крохотных вагона с открытым верхом. Но магистраль задышала, паровоз пыхтел и вёз радостную детвору...

Встреча двух составов на станции "Водная", Состав окрашенный в зелёный цвет: "Южноуралец", из-за него выглядывает локомотив ТУ 7А тянущий за собой состав "Юность" окрашенный в красно-жёлтые цвета.
Встреча двух составов на станции "Водная", Состав окрашенный в зелёный цвет: "Южноуралец", из-за него выглядывает локомотив ТУ 7А тянущий за собой состав "Юность" окрашенный в красно-жёлтые цвета.

Потом был 1953 год, новая станция "Водная", протяжённость дороги возрастает до 2000 метров, два новых тепловоза ТУ2-012 "Космонавт".

В 1967 году дорогу продляют до 4 километров, строится новая станция "Пионерская". А новые вагоны польского завода PAFAWAG и более современные тепловозы ТУ2-189 собирают в два постоянно курсирующих состава, в каждом из которых работало по 4 вагона, их назвали "Юность" и "Пионер".

1985 год ознаменован тем, что на Дороге были удлинены платформы, здания станций оснастили постами электрической сигнализации.

Маленький уютный вагон, Идеален для короткой поездки по реликтовому бору.
Маленький уютный вагон, Идеален для короткой поездки по реликтовому бору.

А потом, а потом... Потом пришли "лихие" девяностые. В 1996 году, из-за недостатка финансирования движение поездов было остановлено. И хоть всего-лишь через год, в мае 1997 года было принято решение о восстановлении работы дороги, этого года хватило для запустения... Мародёры и отсутствие ухода сделали своё дело. Восстановить удалось только две станции, между которыми курсировал только один состав.

К 1998 году работа дороги была восстановлена огромными силами неравнодушных людей. Открытие состоялось в 49-й день рождения 31 августа.

А уже через десять лет в преддверии шестидесятилетнего юбилея Дороги, были полностью отремонтированы все станции, реконструирован главный вокзал на станции имени Павлика Морозова, деревянные шпалы заменены на бетонные, а рельсы обновлены.

Я завёл разговор с юным проводником нашего вагона, после того как он проверил билеты пассажиров на обратном пути от станции "Солнечная":

-Нравиться тут работать?

-Очень - мальчик буквально светился от счастья.

-Сам пошёл, или родители посоветовали?

-И да, и нет. Родители железнодорожники, так сказать пример брал с них. От них и заразился романтикой стальных дорог. Ну а решение пойти сюда принимал сам, родители лишь помогали оформить документы.

-Ну, а с будущей профессией определился?

-Сейчас я проводник. А вот мечтаю стать машинистом.

Тут в наш разговор влезла женщина почтенных лет:

-Да, классно целый день на аттракционе кататься легально.

-Для Вас это аттракцион, а для меня жизнь - не моргнув глазом ответил проводник. Женщина поспешила отвернуться.

И так тепло стало на душе, а за окном под перестук колёс проплывал красивейший сосновый Бор...

И в самом деле назвать аттракционом данную достопримечательность Челябинска не поворачивается язык. Будто вся история России 20 века отобразилась здесь как в зеркале. Взлёты и падения, стройки и размеренная жизнь под гудок тепловоза.

Тепловоз ТУ-10-015 Камбарского Машиностроительного завода, стоит на обслуживании в ПТО станции им. Павлика Морозова.
Тепловоз ТУ-10-015 Камбарского Машиностроительного завода, стоит на обслуживании в ПТО станции им. Павлика Морозова.

И я искренне верю, что эти дети станут достойными тружениками железных артерий страны. А те из них кто не свяжет свою трудовую деятельность с взрослыми железными дорогами, будут добрыми созидателями в других профессиональных сферах.

Если вам, мои дорогие читатели понравилась статья, поддержите меня лайком и подпиской. Комментарии как всегда внизу.

До новых встреч!