Найти в Дзене

Огороды на крышах, курицы под вагонами. Вот как выглядели госпитали на колесах

Оглавление

Лето – пора отпусков! Предлагаем совершить виртуальное путешествие по местам, связанных с историей медицины и предметами из коллекции Военно-медицинского музея. Первая остановка - Вологда и ее вагоноремонтный завод, который выпустил самый известный военно-санитарный поезд №312.

Если у вас есть интересный материал по новой рубрике #МедицинскаяГеография, делитесь им в комментариях
Военно-санитарный поезд №312 Вологодского паровозоремонтного завода, 1940-е
Военно-санитарный поезд №312 Вологодского паровозоремонтного завода, 1940-е

Госпиталя на колесах

Военно-санитарные поезда (ВСП) появились в России еще во второй половине XIX века. Их начали активно использовать с развитием железных дорог. Например, в годы русско-японской войны с их помощью было перевезено более 87 тысяч раненых и больных с Дальнего Востока в глубокий тыл. Работали военно-санитарные поезда в годы Первой мировой войны, однако наибольшее количество раненых в больных было перевезено с их помощью в годы Великой Отечественной войны.

В 1941–1945 гг. военно-санитарные поезда выступали не просто как средство эвакуации, но как настоящие «госпитали на колесах», благодаря которым удалось спасти сотни тысяч жизней. В таких поездах проводились операции, оказывалась терапевтическая помощь, проходили занятия лечебной физкультурой.

-2

А что внутри поезда?

Военно-санитарные поезда были оборудованы последними техническими новинками, включая полностью укомплектованные вагоны-операционные, перевязочные, аптеки, склады. Также был отдельный вагон для личного состава поезда и вагон-кухня, где готовилась пища для раненых.

Коллектив каждого военно-санитарного поезда предлагал свои рационализаторские мероприятия — предложения для оптимизации производства, улучшения качества размещения, питания, досуга эвакуируемых раненых и больных. Так, в рамках оптимизации обеспечения раненых питанием было принято решение разместить на крышах вагонов огороды с зеленью. Курицам и свиньям также нашлось специальное место — под вагонами. При этом в санитарных поездах сохранялась чистота, необходимая для лечения раненых.

Кстати, военно-санитарный поезд №8 отличался отличался от описываемого выше. Хотите сравнить? Переходите по ссылке, Вас ждет много фотографий с комментариями

Самый первый и при этом образцовый поезд №312

Военно-санитарные поезда имели нумерацию, были приписаны к распределительным эвакуационным пунктам (РЭП) и делились на временные, так называемые санитарные летучки, и постоянные. Первые из них эвакуировали раненых из прифронтовых районов в ближайший тыл на госпитальные базы армий, вторые — из госпитальных баз армий в глубокий тыл. Благодаря «госпиталям на колесах» десятки тысяч раненых и больных были эвакуированы в глубокий тыл. Постоянных составов было 150, санитарных летучек — 138.

Модель военно-санитарного поезда из коллекции музея выполнена в масштабе 1:10. В ней установлены
миниатюрные станки для транспортировки раненых и больных бойцов, которые располагались в три яруса. Именно такие вагоны широко использовались в составах военно-санитарных поездов в годы Великой Отечественной войны.

Модель военно-санитарного поезда №312 из коллекции Военно-медицинского музея
Модель военно-санитарного поезда №312 из коллекции Военно-медицинского музея
Если хочется еще ближе познакомиться с устройством военно-санитарного поезда №312, то следующее видео специально для Вас. Приятного просмотра