Найти тему
Ростелеком Лицей

Зависимость от гаджетов у детей: что делать?

Оглавление

В современном мире все используют гаджеты для работы, учебы и развлечений. Но иногда кажется, что дети переходят грань и не расстаются с электронными устройствами. Первая мысль родителей — отобрать у них компьютер, планшет или телефон. Но эта мера, как правило, неэффективна. Любой запрет — это насилие, поэтому неизбежно вызывает сопротивление. Этим можно испортить отношения с ребенком.

Вместе с психологом разбираемся с тем, как избавить школьника от интернет-зависимости.

Оцените масштаб проблемы

Если ребенок не проседает в учебе, не бросает увлечения вне интернет-сообщества, общается с друзьями, у него нет перепадов настроения — то вам не о чем беспокоиться. Гаджеты для него — один из множества способов отдохнуть, развлечься, и быть на связи со «своими». Если же вы видите, что ребенок посвящает весь свой досуг играм и соцсетям, поздно ложится, не высыпается, беспорядочно питается и агрессивно реагирует, когда вы предлагаете ему оторваться от планшета, — время действовать.

«Исследования показывают, что ряд компьютерных игр улучшают зрительно-пространственную ориентацию, некоторые — улучшают внимание, скорость реакции. То есть, как и любое другое явление в мире, компьютерные игры могут иметь и свои плюсы, и свои минусы. Социальные сети, хотим мы этого или нет, — прочно укоренившийся способ коммуникации в современной реальности. Поэтому жесткий запрет на пользование соцсетями означает для ребенка изоляцию от важной для него группы сверстников, лишение его статуса в этой группе, лишение информации, по большому счету «выброс» из жизни».
Психолог Ольга Кондрашова

Разнообразьте досуг ребенка и участвуйте в нем

Иногда ребенок оказывается рабом гаджетов из-за того, что у него нет доступа к другими развлечениям. Начните качественно проводить время вместе с ребенком, вместе выберете офлайновое хобби или спортивную секцию. Укрепляйте доверие в семье и развивайте детские коммуникативные навыки — тогда тяга ребенка к гаджетам сойдет на нет.

Не стоит обесценивать увлечения ребенка, называя то, что приносит ему удовольствие, словами типа «эта твоя муть» или «долго ты еще будешь этой ерундой заниматься?» Это вызовет только раздражение, он вообще перестанет вас слушать. Вместо запретов и недовольства старайтесь предложить ребенку достойную альтернативу. Можно увлечь ребенка качественным кино, литературой, зародить в нем идею саморазвития как способа получить достойную и интересную жизнь в будущем.
Психолог Ольга Кондрашова

Подавайте пример ребенку

Последите за собой: возможно, вы тоже любите поиграть в онлайн-игры и посерфить в интернете, и вам это не кажется предосудительным. Если вы будете запрещать ребенку гаджеты, он задаст закономерный вопрос: «Почему мне нельзя, а тебе можно?». Дети подражают взрослым, и если вы хотите отвлечь ребенка от экранов, вам придется начать с себя.

-2

Установите правила пользования гаджетами для всей семьи

Введите правила, которые подойдут именно вашей семье. Например, договоритесь с ребенком, что он сдает телефон и планшет на хранение перед сном (в идеальном случае — за полтора часа до сна). Введите правило, согласно которому члены семьи не могут читать и играть на планшете во время еды, договоритесь, что ребенок не пользуется гаджетами для развлечения, пока не сделает уроки.

Неукоснительно следуйте введенным правилам сами. Не превращайте время, проведенное за экранами в валюту, которой вы расплачиваетесь за хорошие поступки и «штрафуете» за плохие оценки и непослушание. Это может подорвать доверие между вами и ребенком и повысить значимость «компьютерных часов» в его системе ценностей.

-3

Откройте ребенку полезную сторону интернета

Напоминайте ребенку, что он может использовать гаджеты не только для развлечения. Интернет в первую очередь — безграничная база знаний и способ познания мира. Гаджеты могут помочь ребенку лучше учиться: например, в «Лицее» он может подготовиться к уроку, разобраться с темами, которые он не понял в школе и качественно подготовиться к экзаменам.

Станьте «внедренным» агентом, ведущим свою игру на «поле» ребенка. Посидите с ним во время компьютерной игры, расспросите о героях, сюжете, проявите свое эмоциональное отношение к графике, дизайну. Тем самым вы продемонстрируете внимание к интересам ребенка, а это прекрасный способ установить ребенком истинную близость. Тогда вы станете для него действительно понимающим и разделяющим его интересы взрослым, а значит — такого родителя уже сложнее не слушаться. Помните, каким приятным нам кажется человек, которому понравился тот же фильм или книга, что и вам? Кроме того, игра не будет точкой конфликта, не будет окрашена негативной эмоцией, что позволит более успешно договориться с ребенком об ограничениях.

Для ребенка до 10 лет компьютерная игра может стать способом развития мыслительных функций. Зная сюжет игры, вы можете на прогулке, в машине, во время поездки на дополнительные занятия поиграть в эту игру вживую, изображая героев, фантазируя о дальнейшем развитии сценария. Можно обсудить черты характера и особенности персонажей — это развивает навыки устной речи ребенка, стимулируют фантазию, память, умение логически мыслить, анализировать.
Психолог Ольга Кондрашова
-4

Напомните о кибербезопасности

Вместо того, чтобы мониторить действия ребенка в сети и бояться того, что он попадет в неприятности из-за виртуального общения, поговорите с ним о правилах кибербезопасности. Напомните ему самые важные правила, среди которых: не публиковать в сети личные данные, не пользоваться геотэгами, настороженно относиться к незнакомцам, придумывать надежные пароли и беречься от фишинга. Подробнее об этом можете почитать в нашей статье.