В подмосковной деревне Никульское, на берегу Пяловского водохранилища уже несколько лет стоит уникальный монумент – рубка от подводной лодки К-19. Огромную 28-метровую конструкцию в Московскую область по железной дороге перевезли с далекого севера. Эту операцию за полмиллиона долларов организовал бывший подводник Владимир Романов, который когда-то служил на «Хиросиме» – так окрестили моряки К-19 из-за многочисленных аварий на ней.
Первую часть истории памятника К-19 можно прочитать здесь.
Судьба «Хиросимы»
После аварии в Датском проливе К-19 очистили от радиации и вернули ее в строй. Но на своем веку атомный ракетоносец повидал еще немало – он едва не столкнулся с американской атомной подводной лодкой USS Nautilus и сел на мель после вынужденного маневра с резким уходом на глубину. А 15 ноября 1969 года К-19 столкнулась с судном ВМС США USS Gato, но, к счастью, без серьезных последствий.
Два года спустя, 24 февраля 1972 года, экипаж К-19 пережил второе серьезное ЧП на подлодке после поломки реактора – в восьмом и девятом отсеках начался пожар.
Его жертвами стали 28 подводников и два спасателя, а еще 12 моряков на 23 дня оказались пленниками отсека №10. Все это время они находились без света и пищи, со скудными запасами воды, получая лишь воздух с центрального поста. Но все без исключения подводники с честью прошли через это испытание.
В 1979 году К-19 признали утратившей значение в качестве крейсера-ракетоносца – «разжалованную» субмарину переоборудовали в лодку связи. А 11 лет спустя, 19 апреля 1990 года, К-19 была выведена из строя ВМФ СССР.
К-19 ждала своей утилизации долгих 13 лет: в 2003 году ее отправили на север – в Снежногорск, на завод «Нерпа».
Блок подлодки с реакторным отсеком поставили на отстой в Сайда-Губе. А отделенная от корпуса рубка К-19 долгое время просто валялась возле автостоянки, напротив проходной завода «Нерпа». Она могла бы лежать там и дальше, но тут в ее истории появился Владимир Романов.
Самая дорогая перевозка
Владимир Романов служил на К-19 коком в конце 60-х годов, причем о богатой на события истории подлодки из-за гостайны он узнал далеко не сразу. После службы Романов вернулся в родную Литву и в 90-е годы стал там успешным бизнесменом, владеющим банком, заводами и футбольными клубами.
Причем Романов был видной фигурой и за пределами Литвы: в его архиве есть совместные фото с королевой Англии Елизаветой II, госсекретарем США Мадлен Олбрайт и другими известными людьми.
Однако в 2013 году Романов был вынужден покинуть Прибалтику по политическими причинам и получил в России статус беженца.
При этом Владимир потерял все, чем владел в Литве. Он перебрался в деревню Никульское под Москвой, а заодно выкупил участок под будущий мемориал с рубкой от К-19. Судьба подлодки, где он служил, всегда беспокоила Романова, и в 2018 году он устроил настоящую спецоперацию по доставке уцелевшей рубки в Подмосковье.
От завода «Нерпа» на трех железнодорожных платформах рубка отправилась в Московскую область. К слову, помимо рубки Романов выкупил и часть оборудования с К-19, в том числе байонетный затвор и аварийный люк, через который выбрасывается на поверхность буй с передатчиком и может эвакуироваться экипаж.
Вся операция обошлась Романову в астрономическую сумму – полмиллиона долларов. Бывший подводник потратил едва ли не последние деньги для того, чтобы сохранить историю К-19 для потомков.
Мемориал на Пяловском водохранилище – символ несгибаемой воли и мужества моряков – открылся 15 сентября 2018 года. В мероприятии приняли участие многие ветераны-подводники.
«Мы экипажем [памятник поставили – прим. автора] мирно, тихо. Для себя. Я купил участок и поставил [рубку] здесь. Вот, думаю, тихо доживет и лодка – и я здесь, как говорится», – рассказывал Владимир Романов в одном из интервью.
Первоначально он планировал устроить внутри рубки музей, но «деревенские ребята» не хотят. У Романова были опасения, что рубку из-за этого придется переносить. А значит, не исключено, что плавание К-19 не закончено до сих пор.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие материалы. Спасибо, что дочитали эту статью до конца!
#подводная лодка #флот россии #подводники