Импрессионизм имеет свои ярко выраженные особенности, благодаря которым достаточно легко определить принадлежность картины именно к этому направлению искусства, даже если вы не специалист. Шуточное мнение, что полотна импрессионистов написаны как будто сильно близорукими людьми, снявшими очки, на самом деле имеет под собой некоторое основание, так как многие произведения действительно нечеткие и размытые. Но не все. Так что эту характеристику нельзя назвать определяющей для отличия импрессионистских картин.
Импрессионисты писали исключительно современную им жизнь, то есть то, видели вокруг себя. Никаких исторических или мифологических сюжетов, только повседневность. Эту обычную жизнь они изображали так, как будто неожиданно выхватили момент реальности, то есть художники действовали по принципу нынешних фотографов, которые порой просто щелкают направо и налево, запечатлевая все, что попадется в объектив.
На картинах импрессионистов люди заняты своими повседневными делами: читают газеты, гуляют в парке, сидят в кафе и т.д. Все персонажи выглядят так, как обычно, никто специально не наряжен или что-то такое.
Весьма популярными сюжетами являются отдых в парке или пикники, катание на лодках. От таких картин веет ощущением ленивого отдыха, покоя. Эти люди расслабляются после напряженной трудовой недели. Если картина посвящена экзотической стране (вспомним Гогена и его Таити), то тут ощущение неги буквально разлито в воздухе.
Поскольку картины импрессионистов, как правило, показывают некий срез действительности, в них всегда есть недосказанность, простор для додумывания. Например, "Бар в Фоли-Бержер" Э. Мане показывает девушку-барменшу, стоящую за стойкой и задумавшуюся о чем-то. Художник поймал этот момент.
В пейзажных полотнах опять-таки мы видим реально то, что окружало художников. Если речь идет о природе, то, как правило, в картинах присутствует какой-то водоем. Импрессионисты любили писать у воды, поскольку игра цвета зависит от бликов солнца на воде, их отражения в листьях растений, в воздухе, а именно это интересовало художников в первую очередь в пейзаже.
Если написан городской пейзаж, то часто это вид сверху на какую-то улицу (этим особенно увлекался К. Писарро). День либо солнечный, либо идет дождь. Картина обычно написана с такого ракурса, что кажется, мы смотрим на город с балкона. Импрессионисты любили писать также паровозы и вокзалы (особенно эта тема вдохновляла Клода Моне), пароходы, баржи, речные и морские порты. В подобных картинах чувствуется восхищение художников паровым двигателем и вообще техническими новшествами.
Характерная особенность импрессионистских картин - композиция, в которой основные персонажи никогда не находятся в центре. Они сдвинуты немного к краю картины, иногда фигура вообще обрезана, как будто не влезла в кадр. Вот, например, у Э. Дега в его "Певице с перчаткой". Подобная композиция усиливает ощущение того, что изображение является мгновением, спонтанно схваченным и запечатленным художником.
Как известно, название направления произошло от слова "импрессион" - "впечатление". Это очень точно передает суть импрессионизма, которое запечатлело мгновения реальности.
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Почему я хочу посетить Британский музей: три весомые причины
Я могу поместить в своих статьях ссылку и на ваш канал. Пишите на электронный адрес, если вам это интересно, обговорим условия.