Как прекрасен этот мир! Солнце нас греет, земля кормит, воздухом дышим, воду пьём, мясо едим, и даже растения лекарственные есть, в земле уголь, нефть и всевозможные руды. Периодически идёт дождь, реки приносят ил, снег в холода утепляет землю, а лёд воду, дерево держится на воде, ветер раздувает паруса.
Неужели мир создан для человека?
Падают метеориты и кометы, происходят землетрясения, извергаются вулканы, сходят лавины, сели и оползни, дуют ураганы, бьют молнии, затопляют ливни и разливы рек, в лесу можно заблудиться, в реке утонуть, в пустыне и в море умереть от жажды, хищники охотятся, ядовитые растения и животные убивают, насекомые жалят, продукты портятся до ботулизма, преследуют паразиты, болезни и старость.
Так неужели мир создан для человека?
Причём мы можем отметить, что благожелательность мира зачастую относится не к дикой природе, а к уже изменённой жизнью, уже подстроенной под нас. Кислород в атмосфере, уголь, нефть и многие руды - всё это произведено биотой. Сладкие яблоки, красные арбузы, молочные коровы, большие лошади, верные собаки - всё это результат воздействия человека.
Так каким же будет ответ?
Сначала попробуем не зацикливаться только на человеке, и посмотрим на прочих обитателей нашей Земли. Что же мы увидим? Увидим, что этот мир как-то по странному приспособлен ко всем своим обитателям, причём к каждому по-разному. Для кого-то существует подходящее водное пространство, для рыб по-своему, для млекопитающих иначе, а для кого-то поверхность той же самой воды, для кого-то подходящая атмосфера для дыхания, а для кого-то та же атмосфера для полёта, для растений земля служит одним способом, для червей другим, для кротов по-своему, и для насекомых своим.
Глядя на всё мы задаёмся вопросом, а может быть проще предположить что не мир вокруг приспособлен к живым, а живые приспособлены к миру? Каждый живой организм по-своему.
Это обстоятельство мы обнаруживаем вокруг нас: все живые существа тем или иным способом приспособлены к месту и только к месту своего обитания - пустынные животные к пустыне, тропические к тропикам, арктические к Арктике, животные средней полосы выживают в средней полосе. А оглядываясь в прошлое Земли мы обнаруживаем всё тоже самое: живое от простейших до высокоразвитых организмов всё время меняется, всё время приспосабливается к жизни на Земле, всё время по-разному.
Мы знаем, что человек создан таким, как сейчас, не сразу, и прошёл длинный путь развития, и не просто от предков приматов, а с самого начала, от протоклетки, от первых автокаталитических реакций дуплицирования. С точки зрения биологии ответ однозначный - нет, не мир создан для нас, а человек (как и вся биосфера) в процессе эволюции развился адаптированным к той среде, которая дана нам фактом своего существования.
Не мир создан для нас, мы выросли максимально возможно приспособленными к нему (другие не дожили), настолько, насколько эволюция была способна организовать за 4 миллиарда лет. О путях эволюции, и что это вообще такое, в другой раз.
Сразу же зададимся вопросом - а на каждой ли планете возможно появление жизни, такой, которая сможет приспособится к своему окружению? Наиболее вероятный ответ - нет. Более того, мы можем быть практически уверены, что жизнь нашего типа могла появится только на планете, очень похожей на Землю.
Но не приводит ли это нас снова к первоначальному вопросу - создан ли этот мир таким, чтобы живое могло приспособиться к нему? И мы ответим - да, создан! Но совсем не так, как это предполагалось в изначальном вопросе.
Едва выйдя своим взором за пределы Земли, даже находясь в пределах Солнечной системы, мы отмечаем, что во Вселенной существуют разные планеты, с большим разнообразием свойств. А обнаружив, что Солнечная система не единственная звёздная система во вселенной, мы можем прийти к выводу, что если существует большое количество разных звёздных систем, в которых большое количество разных планет, среди них вполне может найтись планета, свойства которой позволяют живому приспособиться к жизни на ней. На какой планете обнаружит себя разумная жизнь, если ей доведётся возникнуть?
Таким образом ответ до тавтологии прост: жизнь и разум возникает там, где есть для этого условия, следовательно, разум обнаруживает мир вокруг себя как будто созданным для него. Другого в принципе не может быть.
Это и есть Антропный принцип.
При поверхностном взгляде может показаться, что этот принцип противоречит принципу Коперника, который гласит, что никакое место во Вселенной не является чем-то особенным, то есть выделенных мест не существует. Однако это противоречит лишь примитивному пониманию как Космологического принципа, так и принципа Коперника. Если учесть, что даже в начале 20 века Вселенная в мышлении людей не превосходила размерами нашей Галактики, то понятно, что во времена Коперника мысль была ещё больше ограничена, и даже такое представление об окружающем мире, как о едином мире, в котором нет земного и небесного, но всё имеет единую природу, было весьма революционным и в принципе справедливо и сейчас, только в более расширенном смысле.
Изучая Вселенную, мы отмечаем, что ничего особенного в Земле нет, и если она не совпадает по своим параметрам с ближайшим окружением, это не значит, что во всей обозримой Вселенной нет в среднем миллионов, а то и миллиардов подобных планет.
Итак, противоречия между Антропным принципом и Космологическим принципом нет, эти принципы просто рассматривают разные масштабы. Космологический принцип рассматривает всю Вселенную, которая для него является единым общим телом, нечленимым на какие-то особенные области, а антропный принцип рассматривает локальные места, которые могут быть индивидуальны в рамках ближайшего к ним окружения, но являются чем-то средним в рамках всей Вселенной.
Хотя, в определенном смысле можно рассматривать и выбросы. Если мы свойства, например, планеты возьмём в качестве случайной величины, предположим, условно нормально распределенной, мы можем обнаружить области, которые встречаются чаще, чем другие, и области, то есть сочетание свойств, которые встречается реже, чем остальные, и в этом смысле мы можем вообразить области, которые в рамках наблюдаемой Вселенной теоретически могут встретиться даже и один раз или не встретить те явления, вероятность которых относительно низка и они в наблюдаемой части Вселенной просто не реализовались, хотя теоретически могли бы реализоваться.
Таким образом, даже гипотеза уникальной Земли в этом контексте не противоречит принципу Коперника и Космологическому принципу.
Антропный принцип - это содержательный ответ на глупый вопрос "как человек выиграл в лотерею, если 6 из 45 угадать невозможно". И состоит он не столько в тавтологии, что жизнь и разум возникли там, где могли возникнуть, а в том, что природа создает невероятное множество вариантов условий, часть из которых, пусть и ничтожная, благоволит саморазвитию жизни и разума. А это уже не метафизика и не философия.
Итак, Антропный принцип не ломает предшествующие принципы, а только углубляет их, делает их шире, позволяет рассматривать гораздо более общее представление о мире, то есть в этом смысле он вполне научен.
Другим показателем научности следует признать прогнозную силу используемых положений. И здесь тоже с Антропным принципом всё в порядке. Если мы принимаем Антропный принцип, мы должны считать, что во Вселенной существует огромное количество всевозможных условий, и благодаря их разнообразию становится возможным существование таких мест, как Солнечная система и Земля. И действительно, изучение нами не только дальней Вселенной, но и экзопланет, показывает, что звёздные системы весьма разнообразны и отличаются огромным количеством всевозможных условий. Естественно, при большом разнообразии условий становится возможным появление весьма специфических комбинаций, в которых возможно существование жизни.
Всё сказанное может касаться не только местных условий в Солнечной системе, но и её местоположения в Галактике, может быть положения Галактики в скоплении или даже сверхскоплении - вариантов комбинаций условий реализуется почти бесконечное количество.
А как же быть с самой Вселенной? Приспособлена наша Вселенная к жизни или нет? Тут-то и оказывается, что да. По крайней мере, большинство учёных придерживается того мнения, что константы в нашей Вселенной (величины, которые мы рассматриваем, как изначальные) подогнаны друг другу так, чтобы сделать возможным существование атомных ядер, электронных оболочек, ядерных реакций, продолжительного свечения звёзд, огромного разнообразия химических элементов с различными свойствами, такими, что позволяют комбинироваться в бесконечное множество разнообразных веществ. В итоге именно эти параметры обеспечивают возможность существования жизни нашего типа.
Здесь нужно подчеркнуть, что мы не можем достоверно сказать, что не может существовать других вселенных, со значительно отличающимися константами, в которых была бы возможна жизнь на других основаниях. Хотя, некоторые моменты к этому располагают, например, трёхмерное пространство позволяет существовать как связанным, так и свободным системам, иными словами - двумерное и четырехмерное пространства не позволят существовать структурам, аналогичным существующим в нашей вселенной.
Может ли Антропный принцип предложить решение данной проблемы? Безусловно.
Антропный принцип предсказывает существование большой вселенной, в которой рождается бесконечное количество обьектов типа нашей Вселенной, с разнообразными наборами свойств (которые внутри Вселенных реализуются как константы). Гипотезы такой вселенной существуют. Это и бесконечная инфляция, и браны в теории струн, и прочие теории. Практически все научные гипотезы так или иначе обращаются к Антропному принципу.
И, наконец, материалистический взгляд на окружающий мир требует, чтобы именно Антропный принцип принимался за основу материалистического представления о вселенной. Материя бесконечна и разнообразна, и, благодаря имманентно присущему ей движению, реализует бесконечное количество форм своего существования, некоторые из которых приводят к форме материи, известной нам, как сознание. И к бесконечному количеству других форм, которые нашему типу сознания просто невообразимы. Очень надеюсь, что пока.