Ведь все было по-другому. Без ударов копьем и топтанья конем.
У нас так любят Георгия Победоносца, что забывают заглядывать в первоисточники. И правда начинает ускользать.
Вот, например, заходим на официальный сайт Мэра Москвы и читаем о московском гербе:
1. В основу изображения лег сюжет «Чуда Георгия о змие».
Так... Источник указан.
2. Когда из озера появился страшный змий, Георгий устремился на змия. Всадник ударил его в гортань и пригвоздил к земле.
Описывается изображенное на гербе действие. Мы это видим.
3. После этого дочь царя связала поверженного змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади святой Георгий отрубил ему голову.
Этого момента в древнерусской живописи уже нет. Зато есть в западном искусстве эпохи Возрождения.
Остается только проверить первоисточник. Заглянуть в текст упомянутой выше повести «Чудо Георгия о змие». Перевод этой византийской повести был сделан еще в 11 веке. И с тех пор она стала очень известна и популярна на Руси.
Заходим на сайт Института русской литературы РAH, чтобы прочитать сию повесть. И узнаем из нее, что Святой Георгий перед встречей со змием взмолился Богу о помощи. И получил ответ:
Раздался голос с небес, говорящий: «Георгий, дерзай, не останется тщетным твой глас, когда ты попросишь».
И когда появился огромный змий, готовый напасть на Георгия:
Тотчас знамение Христово начертав на земле, святой Георгий сказал: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною».
И случилось же чудо:
И сразу же силою Божьей и великого мученика и страдальца за веру Христову Георгия рухнул к ногам его страшный змей.
И вот тогда уже девица связала безропотного змия поясом, чтобы вести его в город.
И шел вслед за нею страшный тот змей, волочась по земле, как овца на закланье. Отроковица же волокла его, радуясь и веселясь.
Добровольно змий согласился на поражение. Только лишь по воле Божьей. Без всяких там ударов копьем и кровавого насилия.
Так на самом деле был повержен этот ужасный змий-дракон. Молитвой остановлен и пленен. Поэтому и называется «Чудо Георгия о змие».
Вот настоящая история подвига Святого Георгия Победоносца...
PS. Откуда же появилась традиция – изображать конного воина, поражающего змия? Об этом будет уже другая статья.
О рыцарской культуре, которая в 14-15 веках из Западной Европы через Новгород пришла на Русь. И тоже стала очень популярной.