Издания ,,Важные истории,, и Znak.com выступали материал, в котором анализируется работа депутатов Госдумы созывов
ГД- Государственная Дума
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации[К 1][1][2] (сокращённо Государственная Дума, Госдума, ГД) — нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации. Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции Российской Федерации[3].
Избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Госдума открыла своё парламентское телевидение «Дума ТВ»[4], также парламент имеет свой сайт и официальные аккаунты в социальных сетях[5].
Содержание Государственная Дума
История[править | править код]
Статья из серии
Политическая система
России
Конституция Российской Федерации
Всенародное голосование о принятии Конституции (1993)Внесение поправок:2008 • февраль 2014 • июль 2014 • 2020 (общероссийское голосование)
Президент Российской Федерации
Владимир ПутинАдминистрация президентаГосударственный советСовет безопасности
Состав правительстваПредседатель правительстваМихаил Мишустин
Совет ФедерацииСенаторыПредседатель СФВалентина МатвиенкоГосударственная думаДепутаты ГосдумыПредседатель ГосдумыВячеслав Володин
Конституционный судВерховный суд
Субъекты федерацииАвтономные областиАвтономные округаГорода федерального значенияКрая • Области • РеспубликиГлавы субъектов федерацииФедеральные территории
Парламентские выборы:1990 • 1993 • 1995 • 1999 • 2003 •
2007 • 2011 • 2016 • 2021Президентские выборы:1991 • 1996 • 2000 • 2004 • 2008 •
2012 • 2018 • 2024Референдумы: 1991 • 1993Политические партииЦентральная избирательная комиссия
Внешняя политика
Внешнеэкономическая политика
Внутренняя политика
Военное положение
Гражданство России
Оппозиция
Права человека
Сепаратизм
Участие в международных организациях
Слово дума применялось для обозначения различных совещательных и представительных органов со времён Древней Руси (см. княжеская дума, боярская дума). В Российской империи представительные органы городского самоуправления назывались городская дума. Орган под названием Государственная дума впервые возник в 1905 году как всероссийский законосовещательный, а затем законодательный орган. Государственная дума Российской империи просуществовала до 1917 года и была упразднена после Февральской революции.
В СССР и Советской России функции высшего законодательного органа были возложены соответственно на Верховный Совет СССР (1937—1991) и Верховный Совет РСФСР (1938—1993), а с 1989 года — также на Съезд народных депутатов СССР, Съезд народных депутатов России.
Указ президента Бориса Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», ставший отправной точкой событий сентября — октября 1993, предусматривал роспуск Съезда и Верховного Совета и проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания. Выборы депутатов Государственной думы были назначены на 11 и 12 декабря 1993.
В результате дальнейших событий выборы Государственной думы первого созыва прошли 12 декабря 1993 одновременно с референдумом, на котором была принята новая Конституция России. Конституция закрепила статус Государственной думы как одной из палат Федерального собрания.
Государственная дума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1, которое ранее принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.
Порядок формирования[править | править код]
Основная статья: Выборы в Государственную думу
Конституция 1993 года устанавливала следующие требования к формированию Государственной думы: она состоит из 450 депутатов[К 2] и избирается сроком на 5 лет[К 3]. При этом согласно переходным положениям Конституции, Государственная Дума первого созыва избиралась на 2 года. В конце 2008 года в Конституцию была внесена поправка, согласно которой срок полномочий Думы был продлён до 5 лет[6].
Порядок проведения выборов депутатов определяются федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и рядом других федеральных законов. Законы устанавливают принцип избрания депутатов гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.
Закон о выборах депутатов Государственной думы неоднократно изменялся. Ныне действующий закон является пятым по счёту. Каждая новая редакция закона в той или иной степени меняла применяемую на выборах избирательную систему. В частности, менялась роль политических партий; порядок выдвижения кандидатов; соотношение количества депутатов, избираемых по мажоритарной (по округам) и пропорциональной (по спискам) системе; проходной барьер в пропорциональной системе.
ВыборыЗаконЧисло мест по округамЧисло мест по спискамПроходной барьерI созыв — 12 декабря 1993Положение от 21.09.1993[7]2252255 %II созыв — 17 декабря 1995№ 90-ФЗ от 21.06.19952252255 %III созыв — 19 декабря 1999№ 121-ФЗ от 24.06.19992252255 %[8]IV созыв — 7 декабря 2003№ 175-ФЗ от 20.12.20022252255 %V созыв — 2 декабря 2007№ 51-ФЗ от 18.05.200504507 %VI созыв — 4 декабря 2011№ 51-ФЗ от 18.05.200504507 %[9]VII созыв — 18 сентября 2016№ 20-ФЗ от 22.02.20142252255 %
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы проводятся по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов[10].
Одномандатные округа[править | править код]
Основная статья: Депутаты Государственной думы Российской Федерации от одномандатных округов
Выборы депутатов от одномандатных округов проходили при избрании Государственной Думы I—IV и VII созыва (1993, 1995, 1999, 2003, 2016). Каждый раз по округам избиралось 225 депутатов — половина от общего числа.
При такой системе территория России делится на 225 избирательных округов, примерно равных по количеству избирателей. При этом каждый избирательный округ должен полностью находиться в пределах территории одного субъекта Федерации, и каждый субъект Федерации должен быть представлен хотя бы одним депутатом.
Выборы по одномандатным округам проводятся в один тур. Депутатский мандат получает кандидат, набравший наибольшее количество голосов (относительное большинство). На выборах Думы I—IV созывов был установлен минимальный порог явки избирателей — 25 %, а также возможность голосования против всех кандидатов: для признания выборов в определённом округе действительными требовалось, чтобы в голосовании приняли участие не менее 25 % зарегистрированных избирателей, а количество голосов за кандидата, занявшего первое место, превышало бы количество голосов против всех кандидатов.
В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, добровольное сложение полномочий и т. д.) по его округу проводятся дополнительные выборы.
Избирательный порог[править | править код]
Основная статья: Процентный барьер
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер, то есть минимальное количество голосов, при котором список кандидатов допускается к распределению депутатских мандатов. Величина барьера на выборах варьировалась:
- I—IV созыв — 5 %
- V созыв — 7 %
- VI созыв — 7 %, плюс по 2 депутатских мандата для списков, набравших от 6 до 7 %, и по 1 мандату для списков, набравших от 5 до 6 %
- VII созыв — 5 %.
На всех выборах, кроме выборов II созыва, законодатель стремился избежать ситуации, в которой в Думе оказывалась бы представлена только одна партия. Для этого на выборах I созыва предполагалось, что, если бы барьер преодолел только один список, выборы по спискам признавались бы несостоявшимися, а все одномандатные округа превращались бы в двухмандатные[11]. На остальных выборах предполагалось предоставление мандатов списку, занявшему второе место (на выборах IV созыва — также занявшему третье место[12]).
Кроме того, на выборах III[13], IV[12] и VII[14] созыва, предусматривалось, что списки, получающие депутатские мандаты, должны в совокупности получить поддержку не менее 50 % избирателей, а на выборах V и VI созыва — 60 %[15] . Для этого предполагалось предоставление мандатов спискам, не преодолевшим установленный барьер (III созыв: но набравшим хотя бы 3 %), до тех пор пока общее число голосов, поданных за такие списки, не достигло бы 50 либо 60 %.
На практике эти страховочные положения ни разу не применялись, так как каждый раз проходной барьер преодолевало более 3 списков, а их совокупная поддержка ни разу не составила менее 50 %.
Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов[править | править код]
После подведения итогов голосования по партийным спискам кандидатов происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте[16]. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам. Голоса, поданные за списки, не преодолевшие барьер, не учитываются.
Распределение мандатов производится по методу Хэйра — Нимейера[17]. Общее число голосов, поданных за партии, преодолевшие барьер, делится на количество распределяемых мандатов (225). Целая часть от получившегося числа определяет количество мандатов, выделяемых каждой партии. Остальные мандаты передаются по одному тем партиям, у которых окажется выше дробная (после запятой) часть числа, получившегося в результате деления.
Аналогичным образом распределяются места между региональными группами кандидатов внутри партийного списка.
Зарплата и льготы депутатов[править | править код]
Зарплата и льготы депутатов регулируются федеральными законами, а именно: ФЗ-3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»[18], ФЗ-79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и регламентом Государственной думы[19].
На 2016 год месячная зарплата депутатов Государственной думы составляет 380 тысяч рублей, плюс ежеквартальные премии. Если депутат не из Москвы, то ему положена квартира (её размеры зависят от количества членов семьи депутата). Если у депутата нет транспортного средства, то ему положен автомобиль (либо Ford Mondeo, либо Audi)[20].
Кроме того, у Госдумы есть 12 автомобилей с номерами серии «АМР» и спецсигналами[21], предоставленные ФГБУ «Транспортный комбинат „Россия“». Право ездить со спецсигналами имеют председатель ГД и его заместители, а также руководители фракций[22][23].
В отличие от депутатов Государственной думы России, народные депутаты Верховного Совета РСФСР и СССР, согласно «Закону о статусе народных депутатов», не имели депутатской заработной платы, на съезды народных депутатов и сессии Верховных Советов собирались несколько раз в год, по завершении которых депутаты возвращались в регионы по месту своей основной работы[24]. 30 сентября 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан «Указ о повышении зарплат отдельным категориям государственных служащих» в которую вошли депутаты Государственной думы, общая ежемесячная заработная плата которых составила 250 000 рублей[25].
На 2014 год на содержание Государственной думы из государственного бюджета было выделено 8 миллиардов рублей — на полмиллиарда больше, чем в предыдущем. Бо́льшая часть этих денег, 5,8 млрд рублей, будет направлена на зарплаты депутатов и их аппаратов[26]. К 2015 году зарплата депутата составила от 350 000—400 000 рублей ежемесячно, в зависимости от занимаемой в комитете должности[27].
Согласно указу президента России от 16 марта 2015 года бесплатно или с 50-процентной скидкой лекарства получит целый ряд государственных служащих, среди них депутаты и сотрудники аппарата Государственной думы, а также члены их семей. После ухода с должности на пенсию льготы на лекарства также сохраняются[28].
Пенсионное обеспечение у депутатов составляет[29]:
- при стаже от пяти до 10 лет — 46 626 руб. денежного вознаграждения депутата Государственной думы;
- при стаже свыше 10 лет — 63 581 руб. денежного вознаграждения депутата Государственной думы.
Полномочия[править | править код]
Конституция Российской Федерации (статья 103 Конституции РФ)[3] определяет следующие полномочия Государственной Думы:
- утверждение по представлению председателя Правительства России кандидатур заместителей председателя Правительства России и федеральных министров (за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности);
- решение вопроса о доверии Правительству России;
- заслушивание ежегодных отчётов Правительства России о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению президента России;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против президента России в целях отрешения его от должности или против президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.[30]
Государственная Дума имеет право осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентом Государственной Думой.
Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.
В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.[31]
Возможности роспуска Государственной Думы[править | править код]
Роспуск Госдумы, в соответствии с статьёй 109 Конституции РФ, может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена на основании статьи 117 конституции РФ (выражение недоверия правительству РФ) в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент России назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Структура[править | править код]
Аппарат Государственной Думы[править | править код]
Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.
Руководители Аппарата Государственной Думы
- Войков Андрей Иванович (1994—1996)
- Трошкин Николай Никитич (1996—2002)
- Лоторёв Александр Николаевич (2002—2005)
- Чернявский Валентин Семёнович (2005—2007)
- Сигуткин Алексей Алексеевич (2007—2012)
- Поллыева Джахан Реджеповна (2012—2016)
- Воронова Татьяна Геннадьевна (с 20 октября 2016 года)
Председатели Государственной Думы[править | править код]
Основная статья: Председатель Государственной думы
Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
Государственная Дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)
- Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — Постановление ГД ФС РФ от 14.01.1994 N 8-1 ГД «Об избрании Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), фракция Аграрной партии России (АПР)
Государственная Дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)
- Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — Постановление ГД ФС РФ от 17.01.1996 N 7-II ГД «Об избрании Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), фракция КПРФ
Государственная Дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)
- Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — Постановление ГД ФС РФ от 18.01.2000 N 6-III ГД «Об избрании Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат
Государственная Дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)
- Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — Постановление ГД ФС РФ от 29.12.2003 N 5-IV ГД «Об избрании Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), фракция «Единая Россия»
Государственная Дума V созыва (24 декабря 2007 г. — 21 декабря 2011 г.)
- Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — Постановление ГД ФС РФ от 24.12.2007 N 3-5 ГД «Об избрании Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), фракция «Единая Россия»
Государственная Дума VI созыва (с 21 декабря 2011 г. — 5 октября 2016 г.)
- Нарышкин Сергей Евгеньевич (избран 21 декабря 2011 г. — Постановление ГД ФС РФ от 21.12.2011 N 4-6 ГД «Об избрании Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), фракция «Единая Россия»
Государственная Дума VII созыва (с 5 октября 2016 года)
- Володин Вячеслав Викторович (избран 5 октября 2016 г. — Постановление ГД ФС РФ от 05.10.2016 N 6-7 ГД «Об избрании Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), фракция «Единая Россия»