В период с 1 июня по 30 ноября 2021 года все компании, использующие корпоративную связь, в обязательном порядке должны предоставить сведения о каждом из абонентов в Единую систему идентификации и авторизации — ЕСИА. Если в указанные сроки организация не предоставит необходимые данные – обслуживание абонентов будет прекращено, а услуги корпоративной связи предоставляться больше не будут.
Что это такое
Система удаленной идентификации представляет собой комплекс мер, при помощи которых личность гражданина может быть идентифицирована на расстоянии. Введение такой системы в Российской Федерации существенно упростит процедуры общения клиента с организациями, так как его личное присутствие не требуется для решения возникших вопросов.
Организации при этом смогут сократить финансовые издержки за счет снижения трат на содержание офисов, оплату труда персонала и т. д., так как большинство услуг станет доступно в онлайн-режиме.
Любой гражданин также сможет привязать свой уникальный номер — идентификатор устройства, IMEI, к учетной записи в системе идентификации и авторизации. Это позволит в случае утери устройства оперативно обратиться в уполномоченные органы с заявлением о прекращении его обслуживания.
В том случае оператор обязан незамедлительно прекратить обслуживание электронного устройства, если его предъявитель не сможет подтвердить свою личность. Такая система позволит свести к минимуму возможность пользования украденным или найденным на улице телефоном.
Заключить договор абоненты смогут в удаленном режим, использую электронную подпись (в том случае, если гражданин уже был идентифицирован в Единой биометрической системе).
Для чего нужна и где используется
Поправки, внесенные в действующий в Российской Федерации закон «О связи», призваны решить следующие проблемы:
- Бороться с неправомерной продажей SIM-карт.
- Способствовать предотвращению краж мобильных устройств и их дальнейшему использованию.
- Упростить процедуру дистанционного обслуживания граждан.
Какой закон действует
Введение в Российской Федерации дистанционной идентификации абонентов и Единой системы идентификации и авторизации регулируется ФЗ № 533 от 30 декабря 2020 года «Об обязательной идентификации абонентов сотовой связи».
Как дистанционно активировать карту
Правила дистанционной активации SIM-карт устанавливаются операторами сотовой связи. В зависимости от них возможны несколько вариантов активации.
При первом последовательность действий такова:
- Гражданин заполняет анкету на сайте компании-оператора. Внести данные можно вручную или использовав функцию автозаполнения, которая доступна авторизованным пользователям портала Госуслуг.
- Дождаться звонка от специалиста компании, который подтвердит сделанный заказ.
- В назначенную дату получить карту у курьера и показать паспорт.
Во втором случае порядок действий включает следующие шаги:
- В первую очередь гражданин должен приобрести SIM-карту в одной из точек продаж.
- Далее – найти штрих код, нанесенный на пластиковую карту, и отсканировать его сканером штрих кодов.
- Затем потребуется открыть фронтальную камеру, и, поместив лицо в область овала на экране устройства, моргнуть.
- После того как идентификация с помощью камеры пройдена, необходимо отсканировать паспорт гражданина РФ.
- Затем система предложит подписать электронный договор, используя ЭЦП.
- Когда процедура будет завершена – пользователь получит соответствующее push-уведомление.
Плюсы и минусы для абонентов
Введение дистанционной идентификации абонентов имеет свои достоинства и недостатки.
➕ К плюсам относят:
- Упрощение процедуры взаимодействия клиента с компаниями, так как пройдя идентификацию один раз, абоненту не придется стоять в очередях в офисах повторно.
- Возможность оптимизации затрат компаний за счет сокращения расходов на содержание офисов.
- Операторы смогут увеличить свою конкурентоспособность и значительно расширить спектр предлагаемых услуг.
- Содействие борьбе с незаконной реализацией SIM-карт и кражей мобильных устройств.
✖ К недостаткам относят:
- Необходимость вложить более 10 миллиардов рублей в разработку системы.
- Сложности при продаже SIM-карт нового формата корпоративным клиентам.
Есть ли такая же программа в других странах, как действует
На Западе удаленную идентификацию уже успешно применяют телеком-компании, которые в процессе идентификации требуют не только фото абонента и его документов, но и прохождения короткого видео-интервью, которое дает возможность убедиться в том, что предъявляемые документы принадлежат именно этому человеку.
При невозможности звонка в качестве альтернативного способа используется запрос действий с включенной фронтальной камерой, которая распознает мимику и жесты человека.
Чаще всего просят моргнуть, повернуться, или проследить глазами за перемещением точки на экране.
Таким образом, разработка механизма удаленной идентификации поспособствует повышению качества взаимодействия между абонентами и операторами, а значит, простимулирует рост свободной конкуренции на рынке. Кроме того, идентификация личности позволит повлиять на рынок незаконной продажи SIM-карт и сократить число краж мобильных телефонов.