Найти в Дзене
Такое вот кино

"Гамлет. XXI век" Юрия Кары. Душераздирающие страсти на фоне крымских дворцов

В этот раз замахнулся на Вильяма нашего Шекспира режиссер Юрий Кара, известный зрителю по фильмам "Завтра была война"! (1987 г.), "Воры в законе" (1988 г.), "Пиры Валтасара или ночь со Сталиным" (1990 г.), "Мастер и Маргарита" (1994 г.). (Продолжаем обсуждать великую шекспировскую трагедию, а именно: ее современные версии. О голливудской экранизации 2000 года можно прочитать здесь.) Скажу сразу - я люблю, когда с классики стряхивают пыль веков и переносят в современность. Для меня всегда эти эксперименты кажутся любопытными. В конце концов, классики писали пьесы тогда, когда они не знали, что создают нетленки на века, и пытались достучаться до современников. Поэтому я с большим интересом начала смотреть 4-серийный вариант "Гамлета" в трактовке Юрия Кары. И мне понравилось! "Гамлет XXI век" (2010 г.) Видно, что Юрий Кара смотрел постановку Алмерейды, и даже скопировал эпизод с подслушивающим устройством у Офелии при ее беседе с Гамлетом, однако в целом он снимал без оглядки на Голливуд

В этот раз замахнулся на Вильяма нашего Шекспира режиссер Юрий Кара, известный зрителю по фильмам "Завтра была война"! (1987 г.), "Воры в законе" (1988 г.), "Пиры Валтасара или ночь со Сталиным" (1990 г.), "Мастер и Маргарита" (1994 г.).

(Продолжаем обсуждать великую шекспировскую трагедию, а именно: ее современные версии. О голливудской экранизации 2000 года можно прочитать здесь.)

Скажу сразу - я люблю, когда с классики стряхивают пыль веков и переносят в современность. Для меня всегда эти эксперименты кажутся любопытными. В конце концов, классики писали пьесы тогда, когда они не знали, что создают нетленки на века, и пытались достучаться до современников. Поэтому я с большим интересом начала смотреть 4-серийный вариант "Гамлета" в трактовке Юрия Кары.

И мне понравилось!

"Гамлет XXI век" (2010 г.)

  • Автор сценария, режиссёр-постановщик и продюсер: Юрий Кара.
  • Оператор-постановщик: Вадим Семёновых.
  • Художник-постановщик: Юрий Устинов.
  • В ролях: Гела Месхи (Гамлет), Дмитрий Дюжев (Клавдий), Евгения Крюкова (Гертруда), Юлия Кара (Офелия), Данила Козловский (Лаэрт), Андрей Фомин (Полоний), Дмитрий Бероев (Горацио), Виктор Сухоруков (Озрик), Игорь Лагутин (Призрак отца Гамлета).

Видно, что Юрий Кара смотрел постановку Алмерейды, и даже скопировал эпизод с подслушивающим устройством у Офелии при ее беседе с Гамлетом, однако в целом он снимал без оглядки на Голливуд, делал полностью свое кино.

Первый огромный плюс: стиль фильма. Картинка. Это готика. Современная готика и антураж настоящей средневековой архитектуры. Съёмки проходили в Крыму — Воронцовский дворец в Алупке превратился в Эльсинор, а с "Ласточкиного гнезда" в море падает Офелия. Много сцен в прекрасных песчаных и скалистых ландшафтах полуострова.

Байкеры Гамлет, Гильденстерн и Розенкранц.
Байкеры Гамлет, Гильденстерн и Розенкранц.

И этот мрачный стиль, мощная архитектура вкупе с музыкальным оформлением (Вивальди, Бах, и даже "Дип Пёрпл", а на титрах - группа "Токио") сразу нагнетают тревогу. Сердце замирает не раз, в том числе во время автомобильных гонок, которые заменяют современным героям бои на шпагах.

Обезумевшая Офелия в интерьере прекрасного Воронцовского дворца
Обезумевшая Офелия в интерьере прекрасного Воронцовского дворца

Второй большой плюс: Гамлет! Некоторые критики утверждают, что Гамлет - уже поживший мужчина лет 30-ти, но большинство толкователей Шекспира считают, что принцу всего 18. Кара решил брать молодого актера с тогда еще незамыленным лицом. Пробовал многих, но отдал роль Геле Месхи, которому на момент съемок было 22. И не прогадал!

Темперамент, внутренний надрыв, горящие как угли, глаза, живая мимика - этому Гамлету веришь.
Темперамент, внутренний надрыв, горящие как угли, глаза, живая мимика - этому Гамлету веришь.

Все главные монологи Месхи произносит, как сиюминутные ужасные открытия. Юность вообще не знает полутонов, тяготеет к драматизации событий, и потому такой мятущийся герой, иногда со слезами на глазах, берет за самое сердце. А его монолог "Быть или не быть" в холодном море на камне, когда Гамлет сидит абсолютно голый? Режиссер как бы акцентировал тотальное одиночество принца во враждебном мире, который окружает его. И решение героя - быть, идти на риск - знаменуется его выходом из "позы ребенка", вставанием в полный рост.

Третий плюс - использование сонетов Шекспира в некоторых сценах, и получились не вставки, а логичная вязь, вплетенная в канву сюжета. Заодно зритель может насладиться великой поэзией.

Минусы: неровность темпо-ритма, иногда затянутость сцен. Картинки из стриптиз-клубов порой избыточны. Весь фильм - три часа экранного времени! Из актеров - Офелия, которую играет дочь режиссера Юлия Кара. Самый неубедительный персонаж. Хотя в целом в интерпретацию она вписывается, но душераздирающие сцены с ней, то же сумасшествие, больше играет ее окружение своими жалостливыми словами, чем актриса.

Не знаю, отнести в минусы или плюсы дописанный за Шекспира текст из-за некоторых современных сюжетных вставок. Мне он ухо не резал.

Актеры.

Про Гамлета и Офелию выше сказано, обратимся к другим персонажам.

Клавдий - Дмитрий Дюжев. Кому-то он показался карикатурным, мне - нет. В отличие от неоднозначной интерпретации Кайла Маклахлена, этот Клавдий - окончательный злодей, заматеревший в своем грехе. Потеря внутреннего равновесия в момент разыгрывания актерами пьесы про отравление короля - это не осознание своего ужасного поступка, а страх разоблачения.

Король и Королева передвигаются не на лошадях, а на "Хаммерах".
Король и Королева передвигаются не на лошадях, а на "Хаммерах".

Красавица Евгения Крюкова сыграла Гертруду. Ее королева - слабая женщина, одержимая страстью к мужчине и ослепшая от этой страсти. Она не хочет ничего знать, погруженная в сладкую зависимость от Клавдия и действительно потерявшая стыд.

Лаэрт - Данила Козловский
Лаэрт - Данила Козловский

Данила Козловский в роли Лаэта хорош. Красивый, яркий, харизматичный актер, показал вначале легкомыслие героя, а в финале - внутреннюю силу и мощь гнева в момент свалившегося горя. В небольшое отведенное ему время он не затерялся среди других персонажей, а оставил сильное впечатление.

Гамлет и Полоний
Гамлет и Полоний

Совершенно неизвестный мне актер Андрей Фомин сыграл Полония. Внутренне он был аутентичен, этакий хитрозадый придворный тип, не лишенный чувства юмора, но внешне актер был молод для отца Офелии и Лаэрта. Казался их старшим братом. И еще - Полоний и Лаэрт почему-то были без готического грима, в отличие от остальных героев фильма. Это так и осталось мне непонятным.

После гонок Гамлет и Лаэрт сражаются на мечах, которые выхватили у статуй рыцарей, стоящих во дворе замка  как антураж.
После гонок Гамлет и Лаэрт сражаются на мечах, которые выхватили у статуй рыцарей, стоящих во дворе замка как антураж.

Игорь Лагутин сыграл Призрака отца Гамлета. Этот актер плотно и давно сидит в многочисленных милицейских сериалах. Но здесь его фактура и низкий голос пришлись ко двору. Режиссер сделал именно призрака - он выше реальных людей, всегда затянут дымкой или облаком, говорит несколько высокопарно, но все это оправдано, да и крупные планы хороши.

Гамлет и Горацио в ночном клубе
Гамлет и Горацио в ночном клубе

Убедителен Горацио в трактовке Дмитрия Бероева, этакий ботаник в очках, верный друг, полный сочувствия и всегда готовый придти на помощь.

Илья Оболонков - Гильденстерн, Александр Бердников – Розенкранц
Илья Оболонков - Гильденстерн, Александр Бердников – Розенкранц

Линия Розенкранца и Гильденстерна не урезана, как в американской версии "Гамлета", а выписана полностью. Александр Бердников и Илья Оболонков отвратительны в образах любящих наслаждения беспринципных приятелей Гамлета. И нам даже показали их финал - яхта, на которой они планировали увезти Гамлета в Лондон, взрывается вместе с предателями. Их не жалко.

Следует отдельно отметить Виктора Сухорукова в роли Озрика, линия которого значительно усилена. Его хвалят даже ярые критики фильма Юрия Кары. В этой трактовке Озрик - просто-таки посланник дьявола, Клавдий творит зло его руками. И даже Офелия не покончила с собой, ее столкнул в море Озрик.

Сухоруков может играть любые роли - от ярко-комических до злодейских.
Сухоруков может играть любые роли - от ярко-комических до злодейских.

Резюме:

Фильм смотреть! Интерпретация интересная, красочная, нестандартная, хоть и не без недостатков.

P.S. Судьба "Гамлета" Юрия Кары была на такая печальная, как его же "Мастера и Маргариты", добиравшейся до зрителя более 10-ти лет. Но фильм, сделанный на деньги Минкультуры и Правительства Москвы, мало кто видел. Я на него случайно натолкнулась где-то в 2015 году. Жаль, что его не показывают по ТВ, хотя бы по каналу "Культура". Поэтому остается только Ютуб, приложения типа IVI, где есть этот вариант великой трагедии Шекспира.

Читать еще:

Смотрим экранизации Шекспира. «Гамлет 2000». «Такой хоккей нам не нужен»

Я без ума от этого "Гамлета"!

Советский фильм "Гамлет" 1964 года "убил наповал" Голливуд и Британскую киноакадемию

Российские экранизации, которые превзошли мои ожидания

Две сказки, покорившие сердца взрослых зрителей

Тарас Бульба

"Дни Турбиных" или "Белая гвардия"?

"ЭКИПАЖ" - ТОТ И ЭТОТ