Найти тему
Странноведение

Восточное мировоззрение.

Одной из наиболее ранних мировоззренческих систем человечества считается буддизм, название которого произошло от имени его основателя индийского принца Гаутамы (623–543 до н. э.). Он был сыном индийского раджи и с самых юных лет призывал людей любить друг друга и нести добро. Бог Брахма подарил Гаутаме золотое колесо — символ власти — и повелел ему оставить дом своего отца и идти проповедовать истину. Так принц и сделал, приняв имя Будда и став Учителем, проповедующим истину. Для многих людей он стал великим символом добра и справедливости.

В Древнем Китае одним из ведущих философских учений стало конфуцианство, названное так в честь его основателя Конфуция (552–479 до н. э.). Он и его последователь Мэн-цзы (372–289 до н. э.) утверждали, что идеалом является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. В I веке нашей эры конфуцианство стало официальной религией Китая и существует до сих пор, впрочем, не в виде религии, а как своеобразное официальное мировоззрение Китая, а сам Конфуций рассматривается и в современном Китае как образец для подражания. Догматы, которые он сформулировал, были оспорены даосизмом — другой религией, возникшей в то же время на основе учения Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.) о пути (дао), который должен пройти человек. Дао - это не дорога из пункта А в пункт В. Это жизнь, которую проходит человек, обязательно сделав в начале пути первый шаг. Этот путь предписан нам, но пройти его должен только сам человек. Такая предзаданность, сопряженная со свободой, которую привносит в дао сам человек, и составляют суть этого учения. Однако принцип свободы, которым пронизан даосизм, не понравился Конфуцию. Главное в человеке — не переживания человека, как утверждал Лао-цзы, а речь, которая лежит в основе познания и принятия правильных решений. Человек должен уважать нравственные нормы, сформулированные обществом и являющиеся основой человеческого общежития. Конфуций составил свод предписаний, которым должен следовать человек в своей жизни. Смысл их похож на десять заповедей христианства, но они имеют более «административный» характер. Человек, нарушавший законы конфуцианства, мог быть подвергнут не только моральному осуждению, но и уголовному преследованию.

Великие учения Востока не ушли в прошлое, не исчезли в нем. Люди западной цивилизации долго ничего не знали о восточных учениях, о практике работы с духом и телом, принятой на Востоке, о философии, содержащейся в религиозных системах буддизма, даосизма, конфуцианства. Только в XIX в. эти идеи начали проникать в Европу и приобретать форму эзотерических, тайных учений. Стала появляться эзотерическая литература, среди которой особой популярностью пользовались книги русской исследовательницы Елены Петровны Блаватской (1831–1891). В Америке и Европе появилось спиритическое учение, представители которого пытались взаимодействовать с духами, будто бы являвшимися некоторым избранным - спиритам, - в виде слабо различимых астральных тел и их голосов. Представители этого учения верили в бессмертие души и возможность общения с ушедшими в мир иной.

Но представители этого направления, которым сегодня мы пренебрегаем, не были единственными, кто обратил внимание на восточные учения. В XX в. отношение к человеку как к целостному организму, не разложимому на отдельные элементы, стало проникать в разные науки. Одной из таких наук стала физика. В современных книгах по философии физики мы обнаруживаем множество апелляций к восточным учениям, используемых для объяснения феноменов, которые открывает современная наука. В своей книге «Дао физики» американский физик Фритьоф Капра приводит много примеров, когда физические открытия могут получить свое объяснение при помощи восточных учений. Конечно, Капра больше известен как популяризатор науки, но и в рассуждениях таких авторитетных исследователей XX в., как Вернер Гейзенберг, Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, неоднократно встречаются высказывания, указывающие на их интерес к философии Востока. И в психологии можно отметить интерес к восточной философии. Например, серьезное внимание восточным подходам к человеку уделяли психоаналитики Э. Фромм и, особенно, К. Юнг.

Все сказанное позволяет еще раз вспомнить ответ на вопрос «Зачем нам история психологии». Если сегодня мы называем имена Будды и Сократа, Лао-цзы и Конфуция, Платона и Аристотеля, значит, это вызвано какой-то нашей потребностью. Более того, книги этих мыслителей в наше время издаются огромными тиражами, а значит, продаются. В каждом книжном магазине мы найдем книги Декарта и Локка, Фрейда и Выготского: бизнесмены-издатели продают сочинения, написанные много столетий и даже тысячелетий назад, и получают прибыль. Значит, современные издатели испытывают потребность в этой литературе, в тех идеях, которые в этих книгах содержатся.

Значит, история психологии нужна нам не только для того, чтобы выстроить логику развития этой науки, - есть глубинные причины, вследствие которых не только профессиональные философы, психологи или физики, но и люди, далекие от науки, испытывают интерес к мудрости наших предшественников. Не одними детективами живет душа человека, но и такими повседневными истинами, о которых, например, в XVII веке рассказывал японский поэт Мацуо Басё (1644–1694) в своих хайку (особых стихотворных формах):

Старый пруд!

Прыгнула лягушка.

Всплеск воды.