Сейчас можно найти довольно большое количество книг про комиксы. При чем это как переводы фундаментальных исследований, так и отечественные исследования. Художественные достоинства у этих книг разные и возможно со временем здесь появятся рецензии на некоторые из таких книг. Но нужно помнить, что это именно художественные книги, но что бы в полной мере понять суть такого явления как комикс, его нужно изложить именно в форме сочетания рисунков и минимального текста.
И на сегодняшний день осуществить такую работу удалось только одному человеку: Скотту МакКлауду. Он сам многолетний автор комиксов и потому в своей трилогии «Понимание комикса», «Переосмысление комикса» и «Создание комикса» он прекрасно осознает тот материал о котором он пишет, буквально пропуская его через себя. При чем это можно воспринимать буквально, потому что главный герой, он же рассказчик, во всех трех история сам Скотт Макклауд. Вернее слегка сатирический автошарж от самого автора. Что только делает рассказываемую на страницах книг еще более непринужденной.
Вообще серия это довольно условна. Читать эти книги можно в любой последовательности и абсолютно без привязки друг к другу. А если что то нужно для понимания, то автор дает достаточный краткий пересказ, который при этом совсем не утомляет, если ты более подробно прочитал об этом в предыдущем томе. Так о чем же каждая из этих книг?
Естественно, что бы понять суть явления нужно углубиться в его историю. С этого и начинает Макклауд в «Понимании», говоря что комиксы появились аж 32 тыс. лет назад в самых разных странах и, по сути, были первой формой искусства. Что же довольно убедительно и обосновано. При том, что автор выявляет огромное количество направлений искусства, которые впитал в себя комикс, что бы предстать перед нами в том виде, в котором мы его знаем. А затем автор делает попытку разобраться, что же все таки первичнее в графических истории: рисунок или текст. А может облачка, в которые этот самый текст вписан? Или толщина расстояния между картинками? А может быть цвет? Да именно грамотное и полное сочетание этих компонентов позволяет нам получить настоящий комикс. Не случайно Скотт Макклауд на протяжении 210 страниц подходит к самому главному: к определению того, что же все таки является комиксом и только на последних страницах оно формируется окончательно.
«Переосмысление», хотя и прямое продолжение, но уже совсем о другом. Здесь перед нами предстает история (местами философская) о сложном взаимодействии комиксов как вида искусства с окружающим социумом. Говоря про то, что комиксы совершили 12 революций в самых разных областях, автор подробно рассказывает о каждой из них. При том, что последним трем уделено больше места, чем предыдущим девяти. Это объясняется очень просто: в тот момент несколько комикс-революций или только начинались или были в самом разгаре. И это не удивительно, потому что в то время комикс, как и любой другой вид визуального искусства, переживал в тот период свое существенное перерождение – а именно цифрофизацию. Потому то этот вопрос очень живо стоял перед всей индустрией и именно он определял дальнейший путь развития всей комикс-индустрии. Сейчас мы, конечно, видим как эти изменения подходят к финалу, ну или переходу на новую стадию. А Скотт Макклауд и его рисованное воплощение видели это 20 лет и потому им можно простить некую наивность и задуматься над актуальностью его выводов.
А вот «Создание» - это уже совсем другая история. Это практическое руководство о том как эти самые комиксы создавать. Да автор делится своим (и не только своим) практическим опытом о том как сделать по настоящему классный комикс: от выбора инструментов и практических уроков по придумывания истории, до финального распространения готового комикса и донесения его до максимальной аудитории. И рисованный Скотт Макклауд на своем личном примере показывает наиболее часто допускаемые ошибки и учит как их избежать. Но это вовсе не значит, что этот том самый скучный. Повествование по прежнему захватывающее, и интерес к нему не ослабевает практически ни на мгновение. Кроме того, именно этот комикс снабжен огромным количеством цитат и отсылок на работы других авторов. И от этого получаешь особый каqф, когда вдруг вот прямо по среди текст встречаешь какого ни будь знакомого персонажа и даже не одного, что сразу же получаешь наглядное понимание того, что объяснял автор.
Пожалуй единственный минус этих книг: к российским читателям они пришли достаточно поздно (оригиналы вышли в США в 1996, 2000 и 2006). Потому некоторые вещи, которые автор описывает как перспективы возможного будущего для нас уже наступили. Рисованный Скотт Макклауд с надеждой смотрит в то будущее, которое для нас уже наступило. И нам с сожалением приходится констатировать, что многие мечтания рисованного комикс-романтика так и не сбылись. Но и с другой стороны мы можем увидеть, что именно сумел он предсказать достаточно точно. Именно с этой позиции лучше всего читать финальные главы «Переосмысления» и большую часть «Создания».
В общем, данная трилогия подойдет для все. Те, кто считает комиксы «несерьезным искусством» получат самые убедительные доказательства ошибочности своей позиции. Те, кто только начинают погружаться в мир рисованных историй смогут определить основные векторы для дальнейшего чтения. И даже старые знатоки смогут почерпнуть для себя много новых фактов, которые даже уже на прочитанные истории позволят взглянуть по-новому.