Найти тему

Закон о служебной тайне: какая информация стала закрытой

Оглавление

Как известно, 1 июня 2021 года сразу во втором и третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации был принят законопроект, который дополнил федеральный закон «Об обороне», действующий с 1996 года. Поправки, утвержденные Правительством РФ, ввели понятие служебной тайны в области обороны.

Когда принят закон, название и начало действия

Поправки, внесенные в ФЗ № 61 «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года, вступили в силу 11 июня 2021 года. Понятие служебной тайны закреплено в статье 3.1, которая была введена Федеральным законом № 172 от 11 июня 2021 года.

С этого момента в российском законодательстве появилось принципиально новое понятие — «служебная тайна в области обороны». Ранее подобного определения в законодательных актах РФ не существовало.

Процедура регулирования раскрытия подобных сведений осуществлялась в соответствии с отдельными постановлениями Правительства РФ, а не отдельным законопроектом, а их действие распространялись исключительно на ведомства, относящиеся к федеральным.

По сути, запреты касались исключительно чиновников, для которых действовали санкции за разглашение внутриведомственной служебной информации, которая при этом не относилась к категории секретной.

О чём говорится в поправках

В соответствии с внесенными в ФЗ «Об обороне» поправками, под определение служебной тайны в области обороны попадают те сведения, которые, являются результатом деятельности органов государственной власти Российской Федерации, местными муниципалитетами и организациями, специализирующимися на проведении мероприятий в области обороны при осуществлении их сотрудниками своих должностных обязанностей.

Распространение таких сведений при тех или иных обстоятельствах может нанести ущерб государству.

Перечень сведений, которые могут быть отнесены к категории служебной тайны в области обороны, включает в себя информацию, которая не была отнесена к государственной тайне РФ, и при этом не является общедоступной в соответствии со статьей 2 ФЗ № 61.

Право на утверждение перечня сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, принадлежит руководителям федеральных органов власти и федеральных государственных органов, в которых согласно действующему законодательству Российской Федерации предусмотрена военная служба. Утвержденный перечень в обязательном порядке должен публиковаться в открытом доступе.

Основанием для внесения информации в перечень является ее соответствие перечням, утвержденным уполномоченными органам, и опубликованным в общем доступе. При этом, информация, которая попадает под определение служебной тайны в области обороны, имеет ограниченный доступ и не подлежит разглашению.

В соответствии с принятыми поправками, граждане, обладающие доступом к такой информации, обязаны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений, и не разглашать их без согласия уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации.

Ответственность за разглашение служебной информации в сфере обороны

В соответствии с законодательством Российской Федерации, граждане, которые допустили разглашение информации, относящейся к служебной тайне в области обороны, несут ответственность, установленную законом за свои действия.

⭕ Для граждан

Для граждан, по вине которых произошло разглашение закрытой информации, введены штрафные санкции в размере от 500 до 1000 рублей.

⭕ Для должностных лиц

Штрафы для должностных лиц, признанных виновными в разглашении сведений, относящихся к служебной тайне, составят от 4000 до 5000 рублей.

⭕ Для военнослужащих

Граждане, находящиеся на службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации, несут ответственность за разглашение такой информации в соответствии с военным уставом.

⭕ Для СМИ

Под действие поправок к закону «Об обороне» попадают и средства массовой информации, имеющие собственные источники информации в различных ведомствах. Чаще всего, сведения, поступающие из таких источников, не относятся к секретным, но при этом, несомненно, являются важными, и несут эксклюзивную информацию о нововведениях, готовящихся законопроектах и др.

Теперь ведомства наделены правом закрытия всей служебной информации, а значит, источники СМИ в ведомствах окажутся бесполезными.

За нарушение закона СМИ несут ответственность, аналогичную той, что прописана в настоящем нормативно-правовом акте для граждан и должностных лиц.

Таким образом, в Российской Федерации было введено понятие служебной тайны, которое отныне распространяется н только на чиновников, но и на другие категории граждан