Спор о дальнейшей судьбе Российской империи развитии страны зародился с публикации «Философских писем» Чаадаева в 1836 году.
Вопросы «Царства Божьего» на земле, Запада и Востока, Европы и России, веры и разума раскололи образованные круги России на движения славянофилов и западников.
В стране было много проблем: бюрократия, крепостное право, подавление свободы слова, неразвитая аграрная экономика.
В попытке их решить и зародились сторонники западного и особого русского путей. В чем их сходство и различия? Об этом и пойдет речь в этой статье.
1. Основные положения западничества.
Грановского обвиняли в западничестве, а на языке этих господ быть западником значило быть почти врагом отечества.
Впервые термин «Западничество» появился в воспоминаниях Ивана Панаева, писателя и журналиста.
Основные идеи были в том, что Россия — часть Европейской цивилизации и должна развиваться как передовые страны Запада. К западникам причисляли себя большинство дворян-помещиков, богатых купцов и разночинцев.
Известные западники: П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев.
Символ движения — Санкт-Петербург, европейский город в азиатской стране.
2. Основные положения славянофилов.
Термин славянофилы появился в стихотворении Константина Батюшкова «Видение на берегах Леты» в 1809 году, где имело ироничный характер.
Тот книжку потопил в струях,
Тот целу книжищу с собою.
Один, один славенофил,
И то повыбившись из сил,
Славянофилы выступали за самобытное развитие России, отличное от Запада и Востока, по формуле Уварова «Православие, Самодержавие, Народность» К славянофилам примыкали помещики и купцы средних доходов.
Известные славянофилы: В. И. Даль, Ф. И. Тютчев. А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский.
Символ движения — старая русская Москва с патриархальным образом жизни.
3. Взгляды на крепостное право.
И западники и славянофилы были схожи в идее отмены крепостного права.
Но западники были сторонниками замены его на вольнонаемный труд, когда как славянофилы считали важным сохранить крестьянскую общину.
5. Взгляд на экономику.
Также у обоих движения было понимание необходимости развития экономики. Западники предлагали использовать западный опыт с развитием частного капитала и прав собственности.
Славянофилы говорили о необходимости государства способствовать развитию банков и железных дорог.
4. Взгляды на власть.
По примеру Англии западники были сторонниками ограничения власти монарха, либо смену формы правления на республику.
Славянофилы считали, что единственная возможная форма правления в России — это абсолютная монархия.
5. Взгляд на религию.
В вопросах веры западники придерживались идей секуляризации — отделения государства от религии.
Славянофилы много говорили о важности веры как для русского народа.
Итог:
Постепенно Российская Империя пошла по пути Запада.
В 1861 году отменено крепостное право, в 1890-х проведена первая индустриализация, в 1905 созвана первая Государственная Дума и ограничена власть императора, в 1906 году начата аграрная реформа с ликвидацией общины.
Славянофильские концепции сохранялись только в вопросах государственной поддержки православной веры.