Всем добра! Недавно мне случилось пересмотреть пару сцен из разных мест "Хоббита", и не в первый раз я убедилась, что его экранизация - во всяком случае, в том виде, в каком его снял Питер Джексон, - была большой ошибкой. Думаю, многие назовут причины, но сегодня я постараюсь сформулировать свои личные претензии и счёты.
Моё отношение к "Хоббиту" изначально не было отрицательным. Когда на экраны вышла первая часть этой как бы трилогии, я с удовольствием посмотрела её. Дважды. Легко догадаться, что меня подкупили харизматичные гномы, знакомые локации и персонажи - и в целом ностальгическая грусть, на которой Джексон умело сыграл. В "Нежданном путешествии" были хорошие моменты, на мой взгляд, весьма близкие атмосфере сказки. Конечно, было много выдуманного, но оно выглядело более-менее убедительно.
Последующие две части разрушили надежды на адекватное продолжение и завершение грандиозного эпика, в который превратили скромного маленького "Хоббита". Итак, что я имею сказать по пунктам?
Фансервис. Я радовалась появлению на экране Фродо, Элронда, Галадриэль, Сарумана, Гэндальфа, они позволяли мне окунуться в прошлое. И в то же время это было манипуляцией. Помните, как появляется в кадре Фродо, чуть ли не машущий зрителям с экрана? Вообще все старые персонажи появляются довольно демонстративно. Наше внимание фокусируют на каждом из них, как бы торжествующе говоря: "Смотрите! Вы ведь ждали их? Вот они! Мы вернули их вам!" На моих чувствах играли вполне сознательно, мешая объективно оценивать картину. Однозначно, я не стала бы вычёркивать или заменять упомянутых персонажей, но - надо понимать, это чистой воды заигрывание со зрителем.
А как насчёт сексапильной триады "Торин-Фили-Кили"? Сначала все трое мне весьма приглянулись и даже побудили написать романтический фанфик с Кили в главной роли )). Позже стало очевидно, что красота Кили и была заточена под романтическую историю, красивый Торин просто вызывал больше сопереживания (не следить же целых три фильма за старым сварливым гномом ), а красивый Фили был к тому же особо жестоко убит, чем разбил сердце поклонницам. Опять манипуляции!
Несоразмерность оригиналу. Серьёзные претензии у меня (как и у многих) к хронометражу экранной адаптации. От него-то, собственно, и пошли все беды. Допустим, здравой идеей было показать битву с Некромантом, о которой и впрямь упоминается в книге. Но в фильмах присутствует невероятная уйма выдуманных сцен. Что бы сказал Толкин, узрев в Озёрном городе несуществующую эльфийку Тауриэль, защищающую от орков несуществующих детей Барда Лучника? Ради материальной выгоды из тонкой книжки сделали сложное, насыщенное вставками действо с затяжными битвами на каждом шагу и не относящимися к делу персонажами и разговорами. Все сцены растянуты во времени и избыточно подробны. Я бы, например, удовольствовалась укороченными вдвое эпизодами с Радагастом.
Изменённые до неузнаваемости сцены. Хуже выдуманных сюжетных поворотов, мне кажется, только искажение оригинальных сцен, принципиально важных для соблюдения сказочной логики. Я пренебрегу даже масштабной перестрелкой и дракой во время сплава в бочках, но три эпизода простить и понять не могу. Первый - нелепое проникновение в дом Беорна (которое опять-таки многие поминают добрым словом). Вместо поступательного сказочного действия, вместо постепенного завоевания доверия гномы просто-напросто врываются в Беорнов дом, а сам хозяин пытается выломать дверь, чтобы добраться до них. И его, знаете ли, можно понять.
Вторая прискорбная сцена - разговор Бильбо со Смаугом, где Бильбо - внимание! - беседует с драконом без кольца. Причём беседует довольно долго, прямо-таки по душам. И остаётся жив. Но ради чего, спрашивается, это дракону? В книге он не видел и практически не слышал поступь Бильбо, потому и разговаривал с ним из любопытства. А Бильбо, ощущая прилив адреналина, вновь поупражнялся в загадывании загадок, и это полностью вписывалось в логику сказки. Смаугу в фильме явно очень не хватает общества. Но рано или поздно (и, скорее всего, рано) дракона должна была утомить болтовня, и тогда пришлось бы Бильбо туго.
И, наконец, совсем уж дикость происходила в последней трети "Пустоши Смауга", где гномы убегали от дракона, издевались над ним, плавили статую и обливали Смауга кипящим золотом... увы, это полностью разрушило таинственность и неприступность исполинского магического существа. В книге отряд Торина даже и помыслить не мог о сражении с драконом, Смауг всегда был рядом, в их помыслах, но действовал не так уж много, и благодаря этому до конца сохранялась аура ужаса и тайны, окружающая его.
В следующей части расскажу о персонажах и ненужных перекличках с "Властелином Колец". Надеюсь, было занятно )
Почему экранизация "Хоббита" и рядом не стоит с "Властелином Колец". Часть 2