Закулисье «Голубого огонька» всегда было ареной эстрадных баталий с непредсказуемым результатом.
В 1977 году на «Огоньке» впервые появилась Алла Пугачёва. Записи того "огонька" 1977 года, который вела Пугачёва, не сохранилось.
Но именно с этого года началась борьба за главный эфир страны у двух первых певицы СССР.
Наблюдать за этим противостоянием было самым интересным занятием для зрителей. В 1981году Пугачёва взорвала эфир новогоднего огонька исполнив песню «Маэстро», песня имела бешеный успех, который повторить было трудно.
София Ротару должна была чем-то ответить конкурентки. В «Голубом огоньке» 1982 года обновленная София Ротару нанесла Пугачёвой сокрушительный удар. Мало того что она кардинально сменила образ, так ещё и исполняла практически рок.
Пугачёва и Ротару вели борьбу за эфиры, за песни не только между собой.
В 1979 году редакторы «огонька» пригласили принять участие в программе Ксению Георгиади. Во время записи номеров для этого «огонька» известия о том, что Ксения собирается исполнить песню «Ожидание» дошло до Софии Ротару. А ведь композитор Юрий Саульский недавно предложил самой Ротару спеть эту песню.
Авторитет народной артистки Ротару подействовал на телевизионное начальство и номер молодой певицы Ксении Георгиади из программы вырезали. А саму песню Ротару исполнила через год в программе «песня-80»
В том же году первая запись этой песни, которую в доме радио сделала Ксения Георгиади, чудесным образом пропала из фонотеки.
С первой же программы в ней принимали участие только лучшие.
Эдита Пьеха еще училась в институте, когда вместе с ансамблем «Дружба» она завоевала золотую медаль на фестивале молодежи и студентов в Москве. Её пригласили на Шаболовку в «Огонек», где начинающую певицу окружали эстрадные боги тех лет.
Для того чтобы ее песня попала в новогодний эфир программы «Голубой огонёк» в 1963 году Эдите Пьехе пришлось вспомнить совет бывалой Шульженко и совершить довольно отчаянный для тех лет поступок.
Она добилась встреча с председателем государственного комитета совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению Михаилом Харламовым и пожаловалась, что дважды за последний год номера с её участием вычеркивали из выпусков этого нового развлекательного цикла.
В разговоре с руководителем телевидения Харламовым Эдита пообещала, что напишет жалобу Хрущёву и напомнит, что именно она с программой песен народов мира завоевала ту золотую медаль фестиваля молодёжи и студентов.
Выслушав певицу Харламов распорядился больше не препятствовать ей. А в редакции «Голубого огонька» за ней прочно закрепилось прозвище «бесстрашная Эдита»
Специальным распоряжением было запрещено всем женщинам, от дикторов до технического персонала приходить в телецентр в брюках. А уж о том чтобы артистке появиться в кадре в брюках не могло быть и речи, это расценивалось бы как ЧП.
Но молодой солистке Галине Ненашевой впервые приехавший с Тамбова, чтобы показаться на всесоюзном экране, об этом никто не сообщил.
Отчаянная и шумная Ненашева, так громко прорывалась на запись, что об этом доложили начальству, разразился скандал. Было принято решение, чтобы не отправлять артистку назад в Тамбов, снять её выступление на крупном плане, но спеть ей разрешали только один куплет с припевом, то есть половина песни.
Махмуд Эсамбаев в шестидесятых уже был одним из символов Советской эстрады, его знал весь мир. А в СССР авторитет Эсамбаев был непререкаемым. Выслушав молодую красавицу в слезах, он решил за неё заступиться.
Руководству пришлось уступить, но Ненашеву приказали непременно переодеть, но вдруг произошло страшное, от пережитого стресса молодая певица потеряла голос
В этой ситуации любое решение было для неё губительно. Не выйти в павильон означало поставить крест на карьере, а если выйти без голоса, то результат был бы тем же.
Рекордсменом по количеству появлений в «Голубых огоньках» долгое время был Аркадий Райкин, он принимал участие в программах почти четверть века
Одни артисты сменяли в «огоньках» других, и только Райкин, казалось, был вечен. Особенно остро на популярность Райкина, реагировали его коллеги по разговорному жанру, сдвинуть эту глыбу было не под силу никому.
По негласным законам «огонька», юморист в программе, мог быть только одним, и это почти в 100% случаев был Райкин.
Не имея возможности обойти конкурента, соперники ему мелко пакостили. Однажды позвонили от имени редакторов программы и перенесли запись «огонька» на неделю вперёд.
Ничего не подозревающий артист приятно проводил время в ресторане, в то время как телевизионщики разыскивали его по всей Москве.
На телевидении не раз приходили анонимки в которых завистливые коллеги от имени возмущенных зрителей требовали убрать Райкина из эфира и дать дорогу молодым.
Обвиняли его и в очернительстве Советской власти.
Если анонимки было не принято рассматривать, то письмо с подписью оставить без внимания не могли. И такое письмо появилось. Оно было написано в 1980 году на имя главного идеолога того времени члена политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова.
А писала его солистка Московской филармонии, заслуженный артист СССР Гусева. Говорили, что сделала она это по просьбе тех же артистов, что писали на Райкина анонимки.
Письмо рассмотрели на коллегии Гостелерадио и постановили, количество выступление Райкина резко сократить.
С 1981 годы никакой сатиры даже легкой в «огоньках» не допускалось. Штатными юмористами программы стали Геннадий Хазанов и Владимир Винокур. Его первое выступление в этой в этой программе состоялось в тот короткий период, когда телевидение осталось практически без руководства.
Накануне Нового 1986 года Сергей Лапин ушёл с поста председателя Гостелерадио, а новый руководитель только принимал дела.
Но, пожалуй, самым чудесным образом в программе «Голубой огонёк» появился один из самых любимых персонажей советских зрителей восьмидесятых годов.
Клоун Вячеслав Полунин уже не раз принимал участие в разных программах центрального телевидения. И только «Огонёк» оставался для него неприступной крепостью.
Но однажды в самом конце 1981 года ему позвонили в Останкино и сказали, что хотят видеть в новогоднем огоньке. Только запись через две недели и за это должен придумать яркий и запоминающийся образ, не хуже, чем у Чарли Чаплина.
Уже несколько лет Полунин думал над таким образом, у него оставалось две недели, что бы эти поиски чем то завершить.
Так родился «Асисяй!», успех этого номера был немыслимым, такого не ожидали ни создатели «огонька», ни сам артист.
В борьбе за своё место теле эфире были победители и проигравшие. Но то что происходило за кадром, за кадром же и оставалось.
А если зрителям нравился результат значит, в выигрыше были все!
Спасибо, что прочли данную статью. Если понравилось, ставьте лайк.
Подписывайтесь, пожалуйста, на мой канал. И конечно, пишите ваши комментарии.