Найти тему
От худшего к лучшему

Все фильмы про Джейсона Борна: от худшего к лучшему

Оглавление

С 1962 года начали выпускать фильмы по книгам Яна Флемминга про агента 007 - Джеймса Бонда, но в середине 90-ых франшиза для США стала заметно увядать, превратившись из шпионского триллера в глупую комедию с налетом фантастики. С выходом "Умри, но не сейчас" в 2002 все вошло в абсолют и на франшизе был поставлен крест, но в том же году неожиданно вышел другой шпионский боевик, тоже основанный на книге, за авторством Роберта Ладлэма. Неожиданно, он выстрелил и стал хитом, перевернув игру. Это был мрачный фильм с очень реалистичным экшеном, где абсолютно все было снято в живую. Затем подобный трюк использовали и в Бондиане, в 2006 "Казино Рояль" использовал формулу Борна. Сейчас же хотелось вспомнить именно про второго, поскольку благодаря нему мы увидели одни из лучших частей про агента 007 в лице ранее упомянутого "Казино Рояль" и "Координаты Скайфолл". Я решил расставить их от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatos и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

5. Джейсон Борн (2016), (62+66+(54+58)/2)/3=61.33

Всего 5 фильмов про этого агента вышло, но список, думаю, все равно будет интригующим. Трилогию "Джейсон Борн" вполне можно назвать одной из немногих, что от начала и до конца поставляла только очень качественное. И раз уж это трилогия, то, разумеется, закончилось все на третьем фильме, который обещал поставить точку в истории Джейсона Борна. В таком ключе говорил исполнитель главной роли Мэтт Деймон и постановщик второго и третьего фильма Пол Гринграсс. Двое этих граждан настолько не хотели продолжать серию, что студии в 2012 пришлось продолжать без них, постаравшись развить вселенную в новое русло, где появится целая куча агентов сродни Борну. Но в 2015 году, видимо, после обширных провалов в карьере Пола Гринграсса ( да и Мэтт Деймон, несмотря на "Интерстеллар" и "Марсианина" тоже не редко ввязывался в крупнейшие провалы) парочка решила вернуться к своей золотой жиле из 00-ых. И если у "Эволюции Борна" с его недостатками еще были какие-то интересные задумки, то заумно названный "Джейсон Борн" стал квинтэссенцией всех неудачных решений трилогии. Во-первых, персонажа вновь отодвигают назад в развитии. Ультиматум вроде бы завершил сюжетную арку персонажа, но ради нового сиквела можно вернуть старые настройки и повторить. Во-вторых, операторская работа в этот раз максимально отталкивает от дальнейшего просмотра. Такая проблема была в первом фильме, а потом ее усугубили во втором и третьем, но было это терпимо и тряски было в меру что ли. В части из 2016 года же трясется все, везде и сразу. Разобрать, что за ужас тут творится, очень сложно. Еще одной проблемой стала съемка в темное время суток, что как бы только добавляет нового квеста для просмотра. Так что на итоге мы имеем очередной шпионский боевик, который не старается удивлять ничем абсолютно. Он берет историю предыдущих частей ( которые по всем аспектам стократ качественнее), совмещает ее с очень халтурным сценарием, а вишенкой на торте идет операторская работа. Никого не удивлю, сказав, что пятый фильм не должен был существовать.

4. Эволюция Борна (2012), (66+66+(55+61)/2)/3=63.33

-2

Трилогия про Джейсона Борна с Мэттом Деймоном была крепкой и завершённой историей, но последняя часть собрала настолько много, что наварить монеток на продолжении хотелось, но режиссёр с титульным актёром от проекта отказались. Поэтому на замену незамедлительно явился Джереми Реннер, а создатели отмазались тем фактом, что эта программа включает в себя сразу нескольких суперагентов с амнезией. Особенно меня радует, что даже слоган пытается оправдать существование фильма и персонажа, ведь в игре действительно всегда несколько фигур, очень пафосно звучит. Но больше всего меня забавляет адаптированное на русский название, намекающее на тот факт, что Мэтт Деймон каким-то магическим способом эволюционировал в Джереми Реннера, а не передал серию в наследство. Обсуждать, собственно, это наследство будто бы даже как-то бессмысленно. Это ведь самый обычный боевик категории Б с дырявым сценарием, дурацкими диалогами, слабым, но пытающимся в сюжетные повороты сюжетом и иногда смотрибельным экшеном. Смотреть "Эволюцию Борна" было очень скучно, за эти несчастные 2 часа меня просто понесло в сон. По прошествии времени мне даже трудно вспомнить экшен-сцену из фильма, что для боевика кажется приговором. Хотя, ладно, погоня на мотоциклах была норм, наверное, но лучше уж пятую Миссию ради такого пересмотреть. Мягкий ребут Борна же мне показался очень пресным боевиком с крайне вялыми персонажами и максимально ленивым сюжетом. Как покажет кино с ещё более пафосным названием "Джейсон Борн", могло быть хуже, но это не повод каким-то образом превозносить то же самое, только чуток получше, 6 из 10.

3. Превосходство Борна (2004), (77+77+(82+73)/2)/3=77.16

-3

На второй части кресло режиссёра у франшизы сменилось: теперь балом правил Пол Гринграсс, который, как видите, продолжил вести франшизу до последнего. И на сиквеле смена режиссёра была весьма очевидна. Во-первых, во время разных экшен-сцен кино превратилось просто в какое-то эпилептичное месиво. Гринграсс и раньше в своих работах не чурался использовать характерную документальную съёмку с живой камерой, но в боевике главный недостаток постоянной трясучки всё же более очевиден, чем в драме по реальным событиям. Хотя, признаться, несмотря на слабейшие баллы в трилогии, мне "Превосходство Борна" всегда нравилось больше всего во франшизе. Наверное, дело в том, что кино неплохо так пошатнуло устои фильмов про шпионов. "Идентификация Борна" в 2002 из-за своего подхода, совсем отличного от безумной фантастики Бондианы того времени, действительно походила на качественную попытку деконструкции жанра, но только в плане экшена и относительной адекватности и приземлённости происходящего. Сиквел же развил этот успех не только с технической и развлекательной стороны - он сделал такой финт ушами и с историей. В финале предыдущего фильма парочка главных героев буквально красиво уходила в закат с хэппи-эндом - а второй буквально открывается с экшен-сцены, которая служит лишь для того, чтобы к чертям завалить девушку. Экшен, при всей моей нелюбви к эпилептичному монтажу, вообще это очень даже хорош. Кино мастерски расставляет приоритеты, делая все драки и перестрелки запоминающимися. К тому же, ну создатели даже в Москву скатались ради реальных съёмок в России - ну как не любить их за такое? Да и Оксану Акиньшину было увидеть в голливудском блокбастере весьма неожиданно. На мой взгляд, из "Превосходства Борна" получился образцовый боевик с захватывающим сюжетом и яркими персонажами - для меня это точно лучшая часть серии.

2. Идентификация Борна (2002), (78+79+(83+68)/2)/3=77.5

-4

И первый фильм все же попал на 2 место, да и по баллам он сильно не добрал до победителя. Здесь тоже получился весьма крутой боевик, в котором просто шикарная атмосфера. В каждом кадре боев реально переживаешь за героев, хотя и так понятно, что выживут ( по крайней мере до сиквела). Сцены драк очень правдоподобны, очень приятно смотреть на такого рода мордобой, 007 таким похвастаться не может, но хотелось бы поменьше склеек. Ну и чутка русской клюквы, конечно, тоже запишем в плюсы, ЛШТШФУМ АЩЬФ я не забуду никогда. Но вообще, к создателям начинаешь проявлять уважение, когда узнаешь, через какой ад на съемках они прошли. Картина неоднократно подвергалась пересъемкам, полностью переснимали начало и конец,да и середину затронули. Даг Лайман же постоянно бился за стиль и атмосферу картины. Он хотел видеть приземленный и суровый боевик, тогда как студия желала своего Джеймса Бонда, даже думав добавить в конец нереалистичную сцену с падением самолета. И стоит отдать должное и режиссеру, именно благодаря нему настрой у трилогии был реалистичным, после чего и 007 стал приземленнее. Ну и в завершении хочется сказать, что Идентификацию тоже можно отнести к отличным боевикам, по уровню лишь на дюйм уступающий второй части.

1. Ультиматум Борна (2007), (77+80+(92+85)/2)/3=81.83

-5

Не думал я, что завершение трилогии о Борне настолько сильно понравится критикам, но не могу не признать, что завершение это действительно получилось хорошим. Наверное, вторая часть просто качественно повторила формулу успеха предыдущих частей, собрав не только все плюсы, но и минусы: трясущая камера всё ещё была при делах, но качество триллера, боевика и сценария тоже осталось на довольно качественном уровне. Что странно, для меня третий фильм почему-то казался самым слабым в трилогии. То ли дело в повторяющемся конфликте, то ли в неполном завершении арки Борна с перспективой возвращения, но "Ультиматум Борна" не смог меня настолько же качественно увлечь историей, как это было раньше. Хотя, боевик это всё ещё изобретательный, а Мэтт Деймон прям очень здорово вписывается в образ своего персонажа. Кстати, приятно, что в дубляже Деймона озвучивает Сергей Быстрицкий - вот в "Не брать живым" был Борис Шувалов, так что образ уже казался менее органичным. В остальном у меня достаточно двоякие впечатления. С одной стороны, хочется похвалить экшен, триллер, постановку и прочее более детально, но зачем, когда я уже несколько раз это сделал до этого? С другой стороны, есть вопросы к смазанной концовке, не самому впечатляющему антагонисту, но я для себя запомнил Ультиматум фильмом не просто хорошим, но ещё и приятным. Это вполне крепкие 7,5 из 10 и прекрасный боевик.

Подводя итог, можно сказать, что Джейсон Борн повторил путь Бонда, где уже в 5 части скатился. Но вот трилогия от и до шикарна, помимо тряски камеры, у меня к ней нет никаких претензий, как развлекательное кино, все три фильма работают отлично, чего не сказать о фильмах про них из 2012 и 2016 года. Экшен уже не столь впечатляет, поскольку 007 делал почти то же самое, только дорого богато за 200 млн, а не 125. Неплохая серия, но внимания стоит только трилогия. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам с Джимом Керри.