Найти тему
Газета "Гудок"

Водород набирает скорость. Самые чистые поезда в мире

Поезд Coradia iLint производства Alstom (фото ТАСС/DPA)
Поезд Coradia iLint производства Alstom (фото ТАСС/DPA)

Новый вид топлива получает широкое признание на зарубежных железных дорогах. Интерес к закупкам водородных локомотивов проявили компании из США, Англии и Франции. А в Германии уже можно проехать на водородном поезде.

Впервые гибридный маневровый локомотив на водородном топливе и аккумуляторных батареях представил американский перевозчик BNSF в 2009 году. Локомотив спроектирован и построен совместно с канадской компанией Ballard Power Systems, которая занимается производством водородных топливных элементов.

Первым водородным поездом, поступившим в серийное производство, стал Coradia iLint. Он спроектирован и построен французской компанией Alstom в 2016 году. Производителем топливных элементов для серийного водородного поезда стала канадская компания Hydrogenics. Coradia iLint способен развивать скорость 140 км/ч. Запас хода на полном баке водорода составляет 600–800 км. Компания собирает поезд на заводе Alstom в Зальцгиттере (Германия).

В марте 2017 года поезд начал испытания на скорости 80 км/ч, а в сентябре 2018 года первый Coradia iLint введён в эксплуатацию на маршруте Буксехуде – Куксхафен на линии в Нижней Саксонии (Германия). На данный момент заправка поезда осуществляется мобильной водородной станцией. Планируется, что стационарная заправочная станция будет построена в текущем году на территории индустриального парка Hoechst, который является центром химической промышленности Германии. В строительстве инфраструктуры заправочной станции принимает участие железнодорожный переводчик Rhein-Main-Verkehrsverbund (RMV), обслуживающий регион Франкфурт-Рейн-Майн.

Coradia iLint (фото: alstom.com)
Coradia iLint (фото: alstom.com)

В 2019 году RMV заказал у Alstom 27 водородных поездов Coradia iLint. Компания RMV вложила в покупку 500 млн евро. «Мы укладываемся в бюджет и временной план, предусмотренные для этого гигантского проекта», – говорит генеральный директор компании RMV Кнут Рингат.

В марте текущего года французский оператор поездов – компания SNCF – заключил контракт с Alstom на поставку трёх водородных поездов Coradia iLint на сумму 51,9 млн евро. Часть расходов взяло на себя правительство Франции. В перспективе Coradia iLint заменят дизельные региональные поезда на линии Осер – Ларош – Миженн в Ше-Йонне (Франция).

«Мы готовим переход на водородные поезда в следующие 20−30 лет», – комментирует сделку государственный секретарь по транспорту Франции Жан-Батист Джеббари. По его словам, проблема заключается в массовом производстве топлива для силовых установок новых поездов. Испытания поездов начнутся в 2023 году.

«Мы перешли к осуществлению своих планов. Хорошо, чтобы водородные поезда (которые уже ездят в Германии) появились во Франции», – сказал генеральный директор SNCF Жан-Пьер Фаранду.

Конкурентами Alstom являются немецкая Siemens и швейцарская Stadler, которые проектируют новые модели поездов на водороде для Европы.

В конце прошлого года компания Siemens и государственный железнодорожный концерн Deutsche Bahn (DB) подписали соглашение о проектировании нового водородного поезда для регионального сообщения.

Глава подразделения пригородных и региональных поездов компании Siemens Mobility Эльмар Цайлер сказал, что этот проект имеет большое значение для защиты окружающей среды. «В Германии водородные поезда будут использоваться в региональном сообщении, поскольку маршруты поездов дальнего следования полностью электрифицированы, – отметил Эльмар Цайлер. – Мы планируем, что дальность пробега водородного поезда Mireo Plus H составит 600 км».

Водородный поезд Siemens будет создан на платформе Mireo (фото: siemens.com)
Водородный поезд Siemens будет создан на платформе Mireo (фото: siemens.com)

Водородный поезд Siemens будет создан на платформе Mireo. «Mireo Plus H будет отличаться высоким КПД и сможет развивать скорость до 160 км/ч, а новая инновационная технология обеспечит его заправку всего за 15 минут», – сообщает глава подразделения пригородных и региональных поездов компании Siemens Mobility.

Обеспечивать заправку, а также производство водорода, получаемого без выделения CO2, в проекте будет DB. Профессор, глава Департамента цифровизации и техники DB Сабина Йешке отметила, что этим проектом железнодорожный перевозчик доказывает, что DB занимается не только мобильностью, но является и технологическим концерном.

В 2019 году швейцарская Stadler получила контракт с Транспортным управлением округа Сан-Бернардино (США) на разработку и поставку одного двухвагонного водородного поезда Stadler Flirt H2.

Stadler Flirt H2 (фото: stadler.com)
Stadler Flirt H2 (фото: stadler.com)

«Наша компания стремится проектировать и внедрять экологически чистые технологии в транспортной отрасли», – отметил при подписании контракта генеральный директор Stadler US Мартин Риттер. Начало эксплуатации поездов планируется на 2024 год в Калифорнии.

В Великобритании в 2019 году University of Birmingham (Бирмингемский университет, Англия) и Ballard Power Systems по заказу Porterbrook Leasing Company Limited построили прототип первого британского гибридного водородного поезда HydroFlex. Состав из четырёх вагонов представляет собой модифицированную версию электропоезда класса 319. Поезд может передвигаться, получая энергию от контактной сети, а на неэлектрифицированных участках дороги используется водородное топливо.

 Водородный поезд HydroFlex (фото: tehnot.com/)
Водородный поезд HydroFlex (фото: tehnot.com/)

«Несколько лет назад переход на водородные поезда во многих случаях был экономически нецелесообразен. На сегодняшний день ситуация изменилась кардинально», – говорит представитель канадского производителя топливных элементов Ballard Power Systems Гай Макэри, решение которого используется в HydroFlex.

Экологизация железной дороги подкрепляется миллиардными инвестициями компаний Air Liquide (Франция), Linde (Великобритания) и Air Products (США) на увеличение производства промышленного газа.

Но не все страны мира отдают предпочтение водороду как основному виду топлива будущего. Норвежское железнодорожное управление не считает водород перспективным видом топлива. В своём отчёте специалисты управления сравнили эксплуатационные расходы биодизеля, водорода, биогаза, частичную электрификацию с аккумуляторами, полностью электрическую работу на аккумуляторах и другие варианты. В итоге водород показал самые высокие эксплуатационные расходы из расчёта использования различного вида топлива на 1 км проезда как для пассажирских, так и для грузовых поездов.