Найти в Дзене
Бородинское поле

Его нет в школьной программе...

Орудиям бить без отказа!
Земле содрогаться сырой!
И армия перед приказом,
Как облако перед грозой!
Он силой ударит тройною -
В орудиях спрятанный гром,
И отблески близкого боя
На кожаном шлеме твоем.
Нам жизнь боевая знакома,
Оружия русского честь.
Всегда, отвечая наркому,
Летит донесение: «Есть!»
Есть — в самую глубь обороны
Вести наших танков броню!
Есть- слава! Есть — наши знамена!
Есть — сердце навстречу огню!.. («За Победу!», 22 мая 1944 г.)

Михаил Светлов... Немногие помнят этого поэта, его нет в школьной программе. Он родился в этот день, 17 июня 1903 г., в Екатеринославле (современный Днепропетровск). Лауреат Ленинской премии, участник Гражданской войны. В годы Великой Отечественной - специальный корреспондент газеты «Красная Звезда» и других военных периодических изданий.

-2

Из фронтовых воспоминаний М. Светлова: «В первые же дни со мной произошел забавный случай. Начальник политотдела армии терпеть не мог «штатских», считая их всех поголовно отъявленными трусами. Он решил послать меня на командный пункт полка во время боя… Я решил себя «доказать» и, минуя КП полка, направился на КП роты. Бой был жестоким, мы понесли много потерь, но я не очень трусил — мне казалось, что на меня все время устремлен испытующий взгляд начальника политотдела. Ему об этом, очевидно, доложили. Он встретил меня притворно сурово: «Почему вы пошли на КП роты? Я вас посылал на КП полка». — «Рота входит в состав этого полка. Таким образом, я приказа не нарушил». Он улыбнулся: «Говорят, был такой огонь, что нельзя было голову поднять». — «Можно было поднять голову, — ответил я, — но только отдельно». После такого ответа я сразу приобрел популярность».

-3

Теме героического подвига советского народа поэт посвятил множество своих произведений. Кстати, Светлов был любимейшим поэтом режиссера «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая.

-4

Именно Гайдай настоял на том, чтобы в картине фигурировало судно с таким названием. Причем такого теплохода тогда не было: Светлов умер в 1964 г., а съемки фильма шли в 1966 г., и именем поэта суда стали называть гораздо позже. Для картины использовали суда с другими названиями, которые при монтаже «замазывали» на «Михаила Светлова».
****