«Пожар обнаружен добровольцами во время патруля, остров маленький, выгорело примерно 90% площади». «Собирались на следующий день приехать дотушивать, но, выйдя за Есусаарет, повернули назад – слишком большая волна, ехать небезопасно. Так что дотушивали пожар 31 июля. Площадь пожара более 4 га». «В итоге приезжали на остров 6 раз, разведывали и дотушивали».
На карте помечен и описан каждый пожар за 13 лет дежурства добровольных лесных пожарных на Ладожских шхерах. Красные струйки огня расползлись по берегу северо-запада Ладожского озера. Им противостоят три зеленых значка – наблюдательные лагеря. Их разбивают в мае и сворачивают в сентябре. Все эти месяцы сюда на дежурства по очереди приезжают добровольцы. Нередко они проводят здесь дни своего долгожданного отпуска.
Они добровольно спасают лес, потому что любят его и потому что знают – деревья будут жить дольше их. И даже если лес не успеет восстановиться за одну человеческую жизнь, его увидят следующие поколения.
Председатель правления Общества добровольных лесных пожарных и руководитель проекта «Добровольцы на защите Северо-Запада от огня» Кирилл Булашевич рассказывает о том, как полюбил природу, вспоминает первый потушенный пожар и самый страшный пожар и объясняет, зачем нужны добровольные пожарные.
«Любовь к природе со мной всю жизнь. С самого детства я все лето проводил в деревне. Родители и бабушка меня брали в лес за грибами и ягодами. В первый настоящий поход пошел с родителями лет в пять. В семь родители начали учить меня ставить палатку, разводить костер, ориентироваться в лесу. Я с детства люблю разжигать костер, смотреть на огонь, чувствовать, куда подложить дров, чтобы был ровно такой жар, какой тебе сейчас нужен. И это же чувство помогает мне прогнозировать поведение пожара.
Я хорошо помню тушение своего первого пала сухой травы. Дым, ветер, много беготни – наверное, местами бестолковой. Чувство отчаяния, когда видишь, что ветер переменился, и огонь сжигает кусок, который ты, казалось, уже отбил. Радостное чувство победы, когда, наконец, дотушил все или уже точно видно, что конец близок.
Если говорить о страхе за свою жизнь или жизни товарищей – то такого не было. И не должно быть. Нельзя подвергать жизни людей опасности, пусть даже ради спасения любимых уголков природы.
Если вспомнить самый трудный пожар, то в 2014 году я с небольшой группой добровольцев прямо с тушения одного сложного пожара уже ближе к вечеру прибыл на другой пожар – на остров Мякисало вблизи Сортавалы. К сожалению, огонь успел от нас уйти вверх по крутому скалистому склону. Проведя разведку, я понял, что с имеющимися силами прямо сейчас мы не можем остановить пожар, и надо возвращаться на базу. Мы свернули оборудование и отплыли уже после заката, и еще долго видели за кормой лодки вершину острова, опоясанную красной лентой пожара. Страшное и тоскливое зрелище.
В эти дни у нас было много пожаров, и мои товарищи смогли вернуться дотушивать этот пожар лишь через несколько дней, собрав необходимое количество людей и оборудования. В итоге пожар удалось остановить, и сгорела лишь небольшая часть острова. Хотя все равно гораздо больше, чем если бы мы в первый раз прибыли на 2–3 часа раньше.
Как все началось? Мой друг Михаил Левин, основатель и первый руководитель нашего общества, несколько лет весной ездил помогать добровольцам защищать от палов сухой травы заказник «Журавлиная родина» в Талдомском районе Московской области. Там добровольцы еще лет 20 назад наладили непрерывное дежурство во время сезона палов травы, обнаруживали и тушили палы, тем самым спасая краснокнижных птиц, которые в это время гнездятся в траве. И однажды он предложил устроить такое же дежурство в Ладожских шхерах. Я сразу согласился, так как это хорошая возможность сочетать поездку в красивые места и помощь в их защите.
Ладожские шхеры – это красивые скалистые острова, покрытые в основном соснами. С каждым годом они привлекают к себе все большее число отдыхающих. К сожалению, не все туристы достаточно аккуратны в обращении с огнем. При пожаре тонкий слой почвы частично сгорает. После пожара деревья вываливает ветер, а оставшаяся почва смывается дождями в воду. Восстановление острова после пожара даже средней интенсивности будет идти минимум лет сто.
Мы начали защищать эту уникальную территорию от огня, когда у нее еще не было никакого охранного статуса. Сейчас большая часть шхер включена в нацпарк "Ладожские шхеры". Поэтому в сухую жаркую погоду, когда возникало одновременно много пожаров, острова тушились по остаточному принципу – и это было логично с хозяйственной точки зрения.
С 2008 года на островах и береговой линии Ладожских шхер мы потушили около сотни пожаров. Кроме того, мы работаем над обнаружением и тушением на ранних стадиях торфяных пожаров в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях. За все время работы потушено около 30 торфяных пожаров. Некоторые из них состояли из многих очагов тления торфа. Ну и попутно с выездами на торфяные пожары мы тушим палы сухой травы. Их мы тоже не считали точно, полагаю, потушили примерно штук 200.
Дежурство на Ладоге длится три летних месяца, каждый год приезжает примерно 100 добровольцев, каждый обычно на одну-две недели. График дежурств начинаем составлять весной и обновляем по ходу дела. У меня отпуск всего месяц, и хочется побывать еще где-то еще. Так что на Ладогу остается две-три недели, ну и отгулы беру, если срочно надо приехать ненадолго.
Природные пожары очень неравномерно распределены как по времени года, так и от года к году. Постоянно содержать столько лесных пожарных, чтобы гарантировано справляться со всеми пожарами даже в самые опасные годы, не по карману даже очень богатым странам. При этом на большинстве пожаров, кроме самых опасных, добровольцы могут начать работать после относительно короткой подготовки и при наличии необходимой экипировки и оборудования.
У меня иногда возникает чувство бессмысленности, когда вижу, что сухую траву, которую потушил несколько дней назад, кто-то "заботливо" дожег в твое отсутствие. Но это совсем другая история – про необходимость информационной работы с людьми».
В первом конкурсе 2021 года проект «Добровольцы на защите Северо-Запада от огня. Борьба с ландшафтными пожарами и их предотвращение, поддержка деятельности групп добровольных лесных пожарных в СЗФО» выиграл грант в размере 2 889 960 рублей.