Найти тему

Обнуление порога таможенных платежей для покупок в зарубежных интернет-магазинах

Оглавление

К моей статье Когда же заработает импортозамещение в производстве радиокомпонентов?

пришёл такой комментарий:

snegireov-a
...никогда! Всё для Китая,он нам дороже,чем свой народ.

В проводящемся опросе

пункт "Демпинг (внутренний рынок не защищён от дешёвых китайских товаров)" занимает уверенную позицию в первой четвёрке главных проблем (несмотря на крайнюю непопулярность в народе самой идеи о таможенных платежах на зарубежные интернет-посылки), с большим отрывом обгоняя извечные беды "дураки и дороги".

В настоящее время государственные чиновники в России начинают, кажется, понимать, что необходимо защищать внутренних производителей пошлинами от засилья дешёвых китайских товаров.

Раньше этого не делали из-за доминирующего популизма - т.к. большинству людей очень нравится покупать за очень небольшие деньги с бесплатной доставкой на али и т.п. всё подряд.

Отечественный малый и средний производственный бизнес в такой ситуации в принципе не может даже зародиться (а если кто из бизнесменов пытается начать такой бизнес - то в большинстве случаев достаточно быстро прогорает, не выдержав конкуренции с китайским ширпотребом).

А ведь в здоровой экономике 50-80% ВВП приходится на малый и средний бизнес.

В России же - по оценке Росстата:

  • в 2017г доля малого и среднего бизнеса была всего 22%
  • в 2018г -уменьшилась до 20,2%
  • в 2019г - была на уровне 20,6%
  • за 2020 год цифр пока нет - но доля явно уменьшилась, т.к. далеко не весь малый бизнес пережил пандемию: запас финансовых резервов у большинства представителей малого производственного бизнеса не достаточен для того, чтобы пережить вынужденную приостановку производства - когда в период пандемии запрещают работать, без каких-либо компенсаций - и сопутствующее падение потребительского спроса из-за уменьшения покупательной способности населения.

Как рассказал в недавнем интервью "Российской газете" первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов:

В последние годы трансграничная интернет-торговля растет в геометрической прогрессии: на пике в 2018-2019 годах по почтовым каналам в Россию поступало около 330-340 млн посылок, по каналам экспресс-перевозок - от 3 до 8 млн отправлений. Это объемы, сопоставимые с промышленным торговым оборотом. Подавляющее большинство товаров пересылается без уплаты таможенных платежей. Из-за этого создаются неравные условия для работы российских предприятий, которые в отличие от иностранных производителей арендуют в России помещения, платят налоги и так далее. Поскольку товар не подпадает под порог беспошлинного ввоза (а большинство посылок из-за рубежа под него не подпадает), то такая продукция оказывает давление на внутренний рынок, на национального производителя. В результате мы наблюдаем ситуацию, при которой дешевые китайские товары, заходя по каналу трансграничной интернет-торговли, создают неравные условия конкуренции для российских
....Сейчас есть предложение с 2022 года ввести порог в 100 евро. И дальше пошагово привести к 50 евро, 20 евро и далее принимать решение уже в соответствии с теми международными условиями, которые сложатся к тому времени. В целом - как решит Евразийская комиссия: возможно, порог в 20 евро будет уже и в 2023 году.

Проблема в том, что одного "понимания" власти недостаточно - надо решительно действовать...

Снижение порога таможенных платежей (а лучше - обнуление) - крайне необходимо для самой возможности возникновения в России реально работающего малого и среднего производственного бизнеса, хотя эта мера и крайне непопулярна "в народе".

Это может дать существенный толчок развитию экономики России, повышению уровня занятости, наполнению бюджета...

Эта статья - на канале Конструкторского Бюро Беркут. У нас - небольшое производственное предприятие, наш коллектив 3 десятилетия разрабатывает и производит средства радиосвязи (портативные радиостанции, антенны и т.д.).

Нам сложно конкурировать по ценам с китайцами, выживать удаётся только потому, что нашим разработчикам удаётся обеспечивать серьёзное преимущество в дальности и стабильности радиосвязи за счёт более продвинутых параметров приёмо-передающего тракта, оптимальной компоновке узлов (электромагнитная совместимость) и эффективности антенн.

В условиях плотного леса произодимые нашим КБ Беркут портативные радиостанции диапазона 27 МГц работают дальше любых импортных портативных раций - поэтому наша фирма выжила в многочисленных кризисах последних трёх десятилетий.

Но это не означает, что нам легко конкурировать в ситуации, когда мы (как и любые другие небольшие производственные фирмы в России) вынуждены работать в ситуации, когда в России для малого и среднего бизнеса нет никакой (кроме как на бумаге) реальной поддержки (во всяком случае, я за 30 лет ведения в России малого производственного бизнеса таковой поддержки ни разу не ощутил, только налоги и сборы требуется платить регулярно - даже в ситуации, когда государство запрещает работать в ходе локдаунов из-за пандемии).

Тогда как по официальным данным Китай предоставил льгот на экспортный налог суммарным объемом 632,4 млрд юаней (около $89,3 млрд) только за первые пять месяцев 2020 ("ковидного") года (дальше я не интересовался - но льготы предоставляются постоянно, причём есть ещё не учтённые в этой статистике льготы от местных властей).

Китай на государственном уровне активно стимулирует экспорт - товары в китайских интернет-магазинах "не просто так" дешёвые.

Пытаться конкурировать с Китаем (первой экономикой мира, активно помогающей своим экспортёрам) в ситуации полностью незащищённого внутреннего рынка России - задача непосильная для большинства предприятий малого и среднего производственного бизнеса (поэтому их так мало в России).

Мы его теряем? Да нет, уже потеряли...
Мы его теряем? Да нет, уже потеряли...

Для обеспечения возможности развития в России производственного МСП (не бизнеса по перепродаже, он жив и сейчас, а именно производственного малого и среднего бизнеса) - без защиты внутреннего рынка не обойтись.

Понятно, что мера резкого снижения - или вообще обнуления - порога таможенных платежей при покупках в заграничных интернет-магазинах резко негативно воспринимается подавляющим большинством населения.

Но при правильной организации процесса (а это в век цифровых технологий сделать несложно) это приведёт лишь к некоторому - разумному - удорожанию покупок в китайских интернет-магазинах, не приведёт к усложнению самого процесса покупки. Зато сделает возможным развитие малого и среднего производственного бизнеса в России (пока находящемуся в неравноценных условиях относительно китайских производителей - которые не платят никаких налогов и сборов у нас - а уплаченные в Китае им при экспорте компенсирует государство).