Дисклеймер: эта статья – ответ на один глобальный запрос, который часто поступает к нашим специалистам. Мы просим воспринимать его исключительно как познавательный контент, так как перед нами не стоит цели обесценить чувства родителей и детей.
- У моего ребенка расстройство аутистического спектра. Что делать?
- Отставить панику настолько, насколько это возможно в данный момент.
Во-первых, потому что эмоциональное напряжение мешает объективности, а во-вторых, потому что данное расстройство – это состояние, у которого ограничен спектр, он поддается работе и коррекции. Это значит, что развитие ребенка может вернуться к нейротипичному, то есть, ситуация однозначно поправима.
Как бы сложно не было, очень важно помнить о том, что ребенок с расстройством аутистического спектра был и остается, в первую очередь, ребенком – личностью, частью семьи и любимым сыном или дочерью.
Глобальные приоритеты и потребности в его жизни никак не изменились: ему важно быть услышанным, реализовывать свои желания, необходимо веселое детство, счастливые родители и экологичная социальная среда. Иначе говоря, жизнь ребенка с особенностями восприятия с точки зрения эмоциональных приоритетов (на которых строится любое развитие) ничем не отличается от жизни нейротипичного ребенка.
В жизни каждого человека родители играют особую роль, но в жизни ребенка с расстройством аутистического спектра родитель – это проводник, единственный человек, который может увидеть то, что ребенок не может или не понимает, как выразить. Только родитель может обеспечить для него безопасную среду, оставаясь внимательным к мелочам и подмечая ситуативный контекст того или иного взаимодействия. Мы часто говорим о безопасности исключительно потому, что оно фундаментально с точки зрения развития, так, его наличие или отсутствие определяет количество свободного ресурса для познавательной деятельности.
Познавательная деятельность – это следующий шаг на пути к развитию, так как большинство коррекционных курсов строится именно на ней. Выбор коррекционной программы – это еще один важный аспект в который необходимо погрузиться для того, чтобы выбрать подходящий метод поддержки. Мы считаем, что оптимальный коррекционный курс должен проходить по пути нейротипичного развития и онтогенеза, обязательно учитывая особенности, скорость и ресурс ребенка. Такой подход позволяет ребенку с расстройством аутистического спектра получить обогатиться им так же, как и нейротипичный ребенок. Доверительный контакт с педагогом и индивидуальный подход являются наиболее экологичным способом развития базовых навыков коммуникации. Таким образом, занятия могут сформировать среду максимально приближенную к обычной, что позволяет компенсировать имеющиеся дефициты и предотвращать их появление.
Помимо курса коррекции так же важно не забывать и о физиологии.
Так, ребенку с расстройством аутистического спектра, скорее всего, необходима консультация невролога и МРТ диагностика. При посещении врачей важно свести стрессовые ситуации к минимуму, при необходимости проконсультироваться с коррекционными педагогами, которым родитель доверяет.
Подытоживая, родителю ребенка с расстройством аутистического спектра придётся столкнуться с множеством выборов различной степени приоритетности, но главным выбором всегда будет восприятие.
Восприятие ребенка как целостной личности и понимание его особенностей не дадут ошибиться.
Текст и иллюстрации подготовила: Margo Rom