Найти в Дзене
Я фотограф

Анри Картье-Брессон. Отец фоторепортажа, его «Решающий момент» и агентство «Магнум» / Я фотограф

Оглавление

Любой фотограф, кто плотно серьезно занимается своим делом обязан знать имя легендарного фотографа, отца фотожурналистики и фоторепортажа Анри Картье-Брессона. Даже если вы, как фотограф далеки от уличной фотографии, репортажной съемки, и снимаете вы портреты или пейзаж, вам все равно необходимо знать хотя бы несколько работ и принцип съемки Анри Картье-Брессона.

В любом направлении творчества есть свои знаковые имена, о которых нужно знать. В поп-музыке это Майкл Джексон, в рок-н-ролле это Элвис Пресли, в роке это Фредди Меркьюри. Если взять художественные картины, то это будут Леонардо да Винчи и Рембрандт, Пикассо и Дали, были на мели…ой. Не туда свернул, простите. В литературе - Шекспир и Толстой, Дюма и Жюль Верн.

Анри Картье Брессон
Анри Картье Брессон

Так же и в фотографии. Я уже писал на канале про Эллиотта Эрвитта, но справедливости ради цикл статей про работы и биографии лучших фотографов мира нужно было начать с Анри Картье-Брессона, так как именно он положил начало уличной фотографии и ввел такое понятие как «Решающий момент». Однако, начал я с Эллиотта Эрвитта, потому что он ближе мне своими работами, в котором есть юмор и ирония. Почитайте по потом статью по ссылке выше, вы узнаете много полезного и нужного для фотографа.

Сегодня я постараюсь исправиться и рассказать вам про легенду фотографии Анри Картье-Брессона, а также по ходу статьи показать лучшие его работы.

Детство Анри Картье-Брессона

Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в семье Марты Ле Вердьер и Андре Картье-Брессона. При упоминании имени этого фотографа возникает вопрос касаемо его двойной фамилии Картье-Брессона. С чем это связано?

Все довольно прозаично. Двойную фамилию отец Анри Андре получил в 1901 году, когда он, будучи из крестьянской семьи Картье женился на дочери из городской семьи промышленников – производителей хлопковой нити – Брессонов. Отец Андре ухаживал за детьми Брессонов, и тогда два его сына (один из них как раз Андре), поступили учениками к Брессону, а вскоре и женились на его дочерях, что позволило войти в долю предприятия.

Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье-Брессон» в начале XX века стало известным брендом хлопчатых ниток во всей Франции. Ну, а имя знаменитый фотограф получил в честь деда Анри Картье.

Этот факт важен тем, что Анри не был человеком из бедной семьи. А мы помним главный постулат фото:

«Фотография это дорого. Всегда!»

Что и говорить о начале XX века, когда фотография только-только начинала набирать обороты, не было не то что обучения, но и продвинутых фотоаппаратов. А те, что были, стоили очень дорого. Только богатый человек мог приобрести фотоаппарат.

Знакомство с искусством

Имея большой и прибыльный бизнес, родители Анри хотели, чтобы тот унаследовал управление семейной фабрикой, но занятия в художественной школе пробудили у него большой интерес к живописи и рисунку. Большое влияние на юного фотографа произвел его дядя Луи, с кем познакомился в 1913 году. К несчастью, в 1915-ом дяди не стало, но племянник продолжил учиться еще 7 лет в ателье художника Андре Лота, а в 1929-ом, когда исполнился 21 год, еще начал посещать лекции по живописи в Кембриджском университете. Очевидно, что обучение художеству помогло позже стать искусным фотографом.

Знакомство с фотографией

В 1931 году Анри уехал попутешествовать в Африку. Находясь в Кот-Д’Ивуаре Брессон увидел фотокарточку, на которой были запечатлены трое мальчиков, которые бежали в воды озера Танганьика. То была фотография Мартина Мункачи.

«Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика», Мартин Мункач, 1930 год
«Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика», Мартин Мункач, 1930 год

Снимок поразил Анри динамикой и эстетикой. Это был переломный момент в жизни юноши. С этого момента, Анри Картье-Брессон больше ни о чем не мог думать, кроме фотографии.

«Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени, — писал Картье-Брессон много лет спустя. — И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него». (с) Анри Картье-Брессон

Анри попросил у родителей купить «настоящую», дорогую камеру, так как «только с ней можно делать настоящие фотографии». Ему купили первый фотоаппарат – громоздкая коробка, черная накидка и штатив. Несмотря на такую начинку, камера позволяла снимать лишь статичные объекты. Я думаю, Анри был сильно разочарован своими первыми снимками, которые получились неудачными. Вдобавок к этому жаркий и влажный климат Африки угробил камеру. Она просто заплесневела.

Этого было похоже мало госпоже Судьбе. Она решила подставить юному фотографу подножку в виде малярии. Из-за этого Анри вернулся домой, где пришлось лечиться долгие месяцы. Наверное, все эти козни Судьбы были не случайны? При таких обстоятельствах многие бы сдались и больше не предпринимали бы попыток войти в мир фотографии.

Оправившись от болезни, Анри со скуки приобрел новую камеру. В тот период совсем недавно на мировом рынке появились малоформатные камеры Leica. Они были компактны, что позволяли вести репортажные съемки. Это была любовь с первого взгляда.

Анри Картье-Брессон со своей подружкой Лейкой
Анри Картье-Брессон со своей подружкой Лейкой
«Целыми днями я рыскал по улицам в напряжении, готовый в любой момент щелкнуть затвором, чтобы поймать жизнь в ловушку» (с) Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон в Мексике и первая выставка

В 24 года Анри отправился в Мексику, которую он назвал «самой сюрреалистичной страной». Там он прожил около года, но все время фотографировал. Преимущественно публичные дома и ночную жизнь.

Интересно, что за дамы из Мехико в Мексике? Анри Картье-Брессон, 1934 год
Интересно, что за дамы из Мехико в Мексике? Анри Картье-Брессон, 1934 год

А в 1935 году Жюльен Леви – руководитель нью-йоркской галереи – организовал выставку фотоработу, куда вошли и снимки Брессона.

Начало карьеры Анри Картье-Брессона и кинематограф

Фотокарьера Анри шла в гору, и неожиданно он чуть не свернул с шоссе фотографии на дорожку кинематографа. Пока он жил в Нью-Йорке, обучался принципам монтажа. В 1936 году вернувшись в Париж стал вторым помощником Жана Ренуара, с кем они сняли фильм La vie est à nous («Жизнь - наша»).

В 25 лет молодой фотограф устроился в коммунистическую газету. В мае 1937-го его отправили в Великобританию, чтобы снимать коронацию Георга VI. Нафоткал Брессон много кадров, но всех них были обычные люди, а монарха не было. Забавно. Видимо уже тогда стиль и жанр фотографа дали первые ростки.

Вторая мировая война и плен

В мае 1940 года Анри вступил в ряды французской армии в звании капрала военного кинофотоподразделения. Увы, в самом начале Второй Мировой Францию захватили нацисты, и Анри попал в плен. В плену он провел три года. Три раза пытался бежать, и последняя попытка оказалась удачной.

«Я постоянно чувствую себя как беглый заключенный» (с) Анри Картье-Брессон

После плена фотограф вернулся все же в Париж и вступил в ряды Движение Сопротивление в качестве фотографа. Здесь он объединил вокруг себя несколько журналистов и мужественно вел съемку во время оккупации и отступления войск Германии.

В 1945 году в возрасте 37 лет уже, Брессон получил заказ из США на снятие фильма «Возвращение». Вскоре Анри уехал в Нью-Йорк, где выставил свои работы в Музее современного искусства.

В центре Манхеттена, Анри Картье-Брессон, Нью-Йорк, 1947 год
В центре Манхеттена, Анри Картье-Брессон, Нью-Йорк, 1947 год

Агентство «Magnum»

Почти любой уважающий себя фотограф репортажник мечтает попасть в агентство «Магнум». В это фотоагентство принимают исключительно лучших из лучших фотографов со всего мира, и попасть в него не так-то просто. Нужно не просто отлично снимать, но и доказать отборочной комиссии, что ты достоин быть членом «Магнума».

Основал это сообщество в 1947 году Анри Картье-Брессон с пятью единомышленниками: Роберт Капа, Джордж Роджер, Уильям Вандиверт, Дэвид Сеймур и Мария Эйснер.

-8

Изначально целью агентства было сохранение и защита прав на собственные фотографии, а также желание иметь центральное бюро. Анри также призывал других фотографов использовать в своих работах только фотоаппараты Leica, не кадрировать снимки, а постановочной фотографией и вовсе не заниматься.

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции… Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается» (с) Анри Картье-Брессон

Кстати, любопытный факт:

«Название «Magnum» у агентства появилось благодаря выпитой в тот вечер бутылке шампанского с таким названием»

Основатели «Магнума» поделили для себя рабочие территории по всему миру, где Брессону досталась Азия, куда Брессон со своей женой.

Анри Картье-Брессон в Азии

В Индии, Брессону удалось получить разрешение снять Махатму Ганди. Он хотел сделать репортаж про эту легендарную личность и особенно про его голодовку против дискриминации некоторых слоев Индии. Съемка началась, но не прошло и часа, как Ганди застрелили. Двоякое ощущение. Вроде снимал великого человека мира только что живым, а вот в ту же секунду его не стало. Пришлось обратиться к хладнокровию фоторепортера и снимать: премьер-министра, объявлявшего скорбную весть, тело Ганди и толпу, которая пришла попрощаться с ним.

В Китае Брессон смог запечатлеть страну за несколько дней до провозглашения себя республикой.

В Индонезии объектив камеры Анри поймал процесс борьбы за независимость страны от Нидерландов.

-10

Были в туре фотографа другие страны, как Пакистан, Мьянма, Малайзия. Как известно из истории, в 50-е годы азиатские страны активно боролись за независимость, и репортажи из этих горячих мест превратили Брессона в фотожурналиста мирового масштаба. Все свои негативы Анри Картье-Брессон отправлял в журналы, а из его агентства ему присылали письма с вырезками из газет, где были опубликованы его работы. Любой другой фотограф порадовался бы такому достижению, но только не Брессон. Ему это было не интересно, больше всего его вдохновлял сам процесс съемки, а не результат.

Анри Картье-Брессон в СССР. Визит за железный занавес

В 1954 году Анри Картье-Брессон посетил СССР. Он был одним из самых первых иностранных фотографов, то мог заглянуть за «железный занавес». В своей книге «Москвичи» люди Запада и европейцы увидели настоящее человеческое лицо Советского Союза.

«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…» (с) Анри Картье-Брессон

Это вызвало большой ажиотаж, так как раньше было принято считать, что советские люди угрюмые, с винтовками и бутылками. На деле же они оказались обычными людьми со своей жизнью и проблемами, которые не зависят от политической ситуации в мире. Книга широко обсуждалась, но Анри был к этому как всегда безразличен.

Проблемы «Магнума»

«Фотография это дорого. Всегда»

Сей постулат относится не только к фотографам, но даже к фотосообществам. Агентство «Магнум», его детище не могло долго просуществовать без серьёзного финансирования. В пятидесятые годы начались первые трудности и агентство оставалось на плаву лишь благодаря изданиям книг. В 1952-ом например, вышла книга «Решающий момент». Деньги, вырученные с ее продажи помогли удержаться.

Улица Rue Mouffetard, Анри Картье-Брессон, Париж, 1952 год
Улица Rue Mouffetard, Анри Картье-Брессон, Париж, 1952 год

В тот же период погибли двое основателей «Магнума» и ситуация стала еще сложнее. Анри после потери соратников и друзей довольно долго пытался поддержать изначальную идею агентства. Несмотря на это, «Магнуму» нужно было меняться становиться коммерческой.

В 60-70-ые годы

В 60-70-ые годы Анри Картье-Брессон также был результативным. Выходит в свет новая книга Vive la France («Да здравствует Франция»). Снимает две киноленты по заказу телеканала CBS News.

Было и печальное событие в семейной жизни в виде развода первого брака. Правда позже снова женился на Мартине Франк, коллега из «Магнума».

Во второй раз, Анри посетил Советский Союз в 1970-м. Тут было что снимать, ибо изменения в стране произошли заметные. Они и легли в основу новой книги, вышедшая в 1974-м.

Поздние годы жизни Анри Картье-Брессона

Не все мы вечные. Старость берет свое, как-никак. С возрастом Брессон завершил свою фотодеятельность, но зато вернулся к живописи. Камеру он, конечно, доставал, но только чтобы сфоткать родных и котиков. Как же без котов?!

Скончался легендарный и великий фотограф Анри Картье-Брессон 2 августа 2004 года в возрасте 95 лет, не дожив всего несколько недель до 96-летия. Похоронен в городе Иль-сюр-ля-Сорг на частном кладбище.

Принципы фотографирования Анри Картье-Брессона

На протяжении всей статьи вы видели десятки фотографий великого мастера. У вас могло сложиться ощущение, что его снимки очень привлекают внимание и не отпускают взгляд. Все дело в особом подходе в фотосъемке, которые вывел и рассказал сам фотограф. Его технику можно сформировать в следующие принципы:

Фотограф важнее фотоаппарата

«Это иллюзия, что снимки сделаны при помощи фотоаппарата. Они созданы при помощи глаз, руки и сердца»
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон

Уделять внимание геометрии кадра

«Сущностью фотографии для меня являются линии предметов. Содержание снимка должно быть постоянной заботой фотографа»
«Мужчина едет на велосипеде», Анри Картье-Брессон, Франция, 1932 год
«Мужчина едет на велосипеде», Анри Картье-Брессон, Франция, 1932 год

Не делать кадрирования готового снимка

«Фотография хороша или плоха с момента ее попадания в камеру»
Люди идут по улице. Анри Картье-Брессон, Абруццо, Италия, 1951 год
Люди идут по улице. Анри Картье-Брессон, Абруццо, Италия, 1951 год

Обращать внимание на мелочи

«В фотографии самая маленькая вещь может стать главным объектом»
Париж, Франция, Анри Картье-Брессон, 1959 год
Париж, Франция, Анри Картье-Брессон, 1959 год

Иметь особый, художественный взгляд на мир

«Для меня фотография — это признание в доли секунды важности происходящего»
Фигура в тени на верхней площадке лестницы. Киклады, Греция, 1961
Фигура в тени на верхней площадке лестницы. Киклады, Греция, 1961

Не упускать момента для снимка

«Ваш глаз должен видеть композицию кадра, ту, что предлагает вам сама жизнь»
Поезд движется а на фоне проржавевшей рамы вагона, Анри Картье-Брессон, Аризона, США, 1947 год
Поезд движется а на фоне проржавевшей рамы вагона, Анри Картье-Брессон, Аризона, США, 1947 год

Будь невидимым

Анри Картье-Брессон прославился своей «невидимостью» при съемке. Его персонажи в большинстве случаях даже не подозревали, что их снимают. Более того, фотограф иногда маскировал бликующие части фотоаппарата, заклеивая их черной изолентой.

Мальчик держит в руках картину на которой изображена женщина, Анри Картье-Брессон, Мехико, Мексика, 1963
Мальчик держит в руках картину на которой изображена женщина, Анри Картье-Брессон, Мехико, Мексика, 1963

Больше путешествовать

«Я верю, что с открытием окружающего мира происходит открытие себя»

Не зацикливаться на успехах своих работ, развиваться

«Сама фотография меня не интересует. Я хочу лишь запечатлеть долю секунды реальности»

Все вышеперечисленное лишь вспомогательные инструменты для получения удачного снимка. Самый же главный ингредиент удачной фотографии это «Решающий момент»!

Решающий момент – наивысший пик эмоционального напряжения или иного момента, который должен быть запечатлен на камеру. Крайне важно спустить затвор камер именно в тот самый миг, когда наступает кульминация действия, ни секундой раньше ни секундой позже.
«За вокзалом Сен-Лезар», Анри-Картье Брессон, 1932 год
«За вокзалом Сен-Лезар», Анри-Картье Брессон, 1932 год

Об истории фотографии «За вокзалом Сен-Лезар», Анри-Картье Брессона, я писал в этой статье.

Спуск затвора в решающий момент тренируется с каждой съемкой. С ростом профессионализма, у фотографа появляется чутье на такие моменты и он заранее может предугадать, когда случится «решающий момент», чтобы вовремя спустить затвор камеры.

Сам Брессон сравнивал такой способ фотографирования со стрельбой, и я с ним на 100% согласен. При фотографировании происходят все те же процессы: выбор места и ракурса, ожидание «добычи», «щелчок» в решающий момент. Даже на английском слово shoot имеет два значения «стрельба» и «съемка кадра».

«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и, когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь» (с) Анри Картье-Брессон

Используйте «Решающий момент» в своих фотографиях и вы увидите, как снимки будут притягивать внимание зрителей.

«Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно, и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата» (с) Анри Картье-Брессон

Анри также шутил, хотя в этой шутке есть большое зерно правды:

«У меня нет воображения, из-за чего я так и не стал художником, бросил режиссуру. Фотографировать всегда проще. Фотографирование — это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении» (с) Анри Картье-Брессон

Вот и конец статьи про жизнь и творчеств Анри Картье-Брессона. Надеюсь, вам было интересно и вы прониклись его видением мира. Тем, кто интересуется фотографией, я рекомендую посмотреть другие работы этого легендарного фотографа. Возможно именно вы станете новым великим фоторепортером. Как знать?!

Подробнее о принципах фотографирования Анри Картье-Брессона я рассказал в этой статье. Рекомендую ознакомиться, там с примерами и пояснениями.

Ну, а другие статьи посвященные фотографам, вы можете прочитать и посмотреть по хештегу #личности от я фотограф

Ну, и...

Подписывайтесь на канал!
Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Удачного дня!

Друзья, я собираю средства на покупку камеры Canon RP. Буду рад и благодарен, если поможете любой суммой (сумму в форме ниже можно менять в любу сторону).😊 Подробнее о сборе можно узнать в этой статье.