Найти тему

На рынке сверхзвуковых джетов будет тесно. Теперь туда летят еще и японцы

Сверхзвуковые лайнеры в последнее время – явление своеобразное. Вроде кто-то (причем во множественном числе) постоянно над ними работает, но даже до начала сборки первого прототипа пока ни у кого не дошло. И раз за разом говорить о наследниках «Конкорда» и Ту-144 приходится в будущем времени и в неопределенной тональности. А отдельные скептики вообще видят в таких проектах что-то среднее между отмыванием денег и изысканным мошенничеством. Мол, не летает нынче пассажирский сверхзвук – и в будущем не полетит.

Очком в пользу скептиков недавно (в конце мая) стало объявление о закрытии сверхзвукового проекта американской компании Aerion, успешно сожравшему к этому моменту под миллиард инвесторских долларов.

Так планировал выглядеть Aerion AS2
Так планировал выглядеть Aerion AS2

Но была и совсем другая новость: другой стартап, по имени Boom, подписал с самой United соглашение на поставку 15 сверхзвуковых машин и опцион еще на 35. С одной стороны, ни для кого не секрет, что такие сделки являются не более чем декларация о намерениях и, по большому счету, никого ни к чему не обязывают. А с другой, впервые известная авиакомпания (да еще и одна из крупнейших в мире) от первого лица заявила о своем интересе к существующему пока лишь в человеческом воображении новому поколению сверхзвуковых лайнеров.

Так планирует выглядеть Boom Ouverture
Так планирует выглядеть Boom Ouverture

Однако, если вы занимаетесь закупками самолетов в крупной компании и решили подсуетиться по примеру United – может быть, вам не стоит спешить писать приветственные письма в Boom. Ибо буквально только что о своих планах по созданию аналогичного самолета объявили японцы. Точнее, японское аэрокосмическое агентство JAXA, которое будет координировать усилия нескольких промышленных тяжеловесов вроде Mitsubishi, Kawasaki и Fuji Heavy Industries.

Программа изучения условий сверхзвукового полета у японцев существует достаточно давно, но раньше не было до конца понятно – то ли парни в самом деле новый «Конкорд» хотят строить, то ли пытаются найти способы сделать более экономичными обычные самолеты. Как выяснилось теперь, все-таки хотят строить. Правда, по нынешней сверхзвуковой моде, выйдет скорее «Конкордик» – пассажиров в нем поместится от 35 до 50. Напомним, что все проектирующиеся сейчас сверхзвуковые машины не собираются бить рекорды вместимости: к примеру, тот же Boom Overture должен в перспективе перевозить от 65 до 88 человек.

Так планирует выглядеть сверхзвуковая японская зверушка, у которой пока нет имени
Так планирует выглядеть сверхзвуковая японская зверушка, у которой пока нет имени

Японцы говорят, что гром от ударной волны при сверхзвуковом полете у их самолета будет аж вдвое тише, чем у любого уже существующего самолета. Мол, они добились этого с помощью особой формы фюзеляжа. Хотелось бы сказать, что в 2030 году послушаем… Но напомним, что Mitsubishi, к примеру, пока не очень хорошо справляется с созданием самого обычного регионального самолета: проект SpaceJet (начинавшийся как Mitsubishi Regional Jet) отстает от графика года так на четыре…