Турецкая делегация из высокопоставленных чиновников прибыла в Ливию с четким посланием о необходимости сохранения своих вооруженных сил и наемников в раздираемой войной стране. Происходит это на фоне призывов к выводу иностранных наемников и переговоров в ООН. Что стоит за этим визитом? Является ли это очередным бедствием для страны и разладом между сторонами ливийского кризиса, или же это заявление Турции о продолжении ею оккупации ливийских регионов, в которых дислоцированы ее силы?
В прошлую пятницу министр обороны Турции Хулуси Акар прибыл в Ливию во главе делегации высокого уровня с неожиданным визитом, без согласования с ливийской стороной. В состав делегации входили министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр внутренних дел, глава разведки, глава департамента связи Президиума Республики и пресс-секретарь президента.
Визит состоялся накануне конференции «Берлин-2», которую Германия и другие страны призвали провести 23 июня, а также накануне саммита НАТО, который был проведен 14 июня.
Между тем, Турция заявила, что визит направлен на расширение сотрудничества с Ливией. Цель визита - заверить ливийцев в том, что Анкара будет их самой главной поддержкой. Турецкий исследователь, близкий к турецкому правительству, рассказал об истинных намерениях этого неожиданного визита. В интервью турецкому государственному каналу он заявил, что визит перед конференцией «Берлин-2» является сигналом для Запада и НАТО о том, что его страна не изменит своей политики в отношении Ливии.
Визит состоялся в то время, когда Специальный посланник Генерального секретаря ООН в Ливии Ян Кубиш продолжал осуществлять контакты с целью мобилизации большей поддержки политического процесса в Ливии.
Согласно «дорожной карте», согласованной ключевыми странами и сторонами ливийского кризиса под эгидой Организации Объединенных Наций, иностранные вооруженные силы и наемники должны покинуть страну. Однако Турция по-прежнему настойчиво отказывается вывести свои силы из страны и эвакуировать свои базы. Она утверждает, что ее силы размещены на основе соглашения с правительством Сарраджа, которое также отказывается вывести своих сирийских наемников, численность которых оценивается примерно в 20 тысяч человек.
Нарушение суверенитета
Что касается внезапного визита без уведомления ливийского государства, генерал-майор Ахмед аль-Мисмари заявил, что неожиданный приезд министра обороны Турции Хулуси Акара в Триполи без согласования с властями ливийским государством является нарушением его суверенитета.
«Где президентский совет и шестимесячное правительство, где институты гражданского общества и политические активисты в борьбе с этим турецким произволом?!», - возмутился аль-Мисмари и продолжил свою мысль: «Фактически, это означает преступление за преступлением. Были изгнаны все ливийцы с базы Митига, чтобы она полностью контролировались турецкими войсками. Так, министр обороны вошел и ударил дверь своими гнилыми туфлями, накричал на всех присутствующих на базе ливийцев и провел встречи на высшем уровне с турецкими офицерами».
Аль-Мисмари задался вопросами: «Кто был с Акаром в самолете? Был ли с ним один из лидеров «Аль-Каиды» (Организация, запрещенная в РФ)? Было ли у него оружие, запрещенное на международном уровне?
Новый маневр
Кроме того, президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что получил заверения от своего турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана во время встречи на саммите НАТО в том, что турецкий президент хочет, чтобы наемники покинули территорию Ливии как можно скорее.
В ответ на эти заявления ливийские военные и политические эксперты пояснили, что заявления Эрдогана являлись турецким маневром, направленным на то, чтобы избежать «затруднений» в общении с лидерами Организации Североатлантического договора (НАТО) и предвосхитить конференцию Берлине-2 23 июня.
Эксперты дали понять, что иностранные вооруженные силы и наемники останутся в Ливии даже после предстоящих выборов, опасаясь падения своих союзников из организации «Братья-мусульмане» (Организация, запрещенная в РФ) и их неспособности получить должности в Парламенте и в высшем руководстве страны.
Ливийские эксперты полагают, что разговоры Эрдогана о выводе наемников и вооруженных сил — это новый маневр.
Новый эпизод турецкой агрессии
Что касается неожиданного визита, директор Афро-азиатского центра политических исследований и консалтинга, исследователь ливийской проблематики Мухаммад Фатхи аш-Шариф заявил, что визит министра обороны Турции Хулуси Акара является новым эпизодом турецкой агрессии против Ливии, а визит является неопровержимым доказательством нарушения Турцией суверенитета Ливии. Западный регион и все его должностные лица находятся под контролем ненавистного турецкого колониализма, поэтому турецкий министр обращается с Ливией, как будто это просто турецкая провинция.
Аш-Шариф рассказал нашему информационному агентству: «Когда министр обороны Турции приземлился в аэропорту Митига, как если бы он находился в Турции, поскольку никто из Президентского совета, правительства или посольства Турции в Триполи не знал об этом. Сцена была провокационной. Об этом знали только турецкие солдаты, которые попросили сотрудников охраны «Аль-Каиды» с ливийской стороны не присутствовать на месте приземления самолета, что и было показано на видеозаписи прибытия Акара.
Послание Турции оказать давление на международное сообщество
Кроме того, исследователь ливийской проблематики заявил, что цель визита заключается в том, чтобы Турция оказывала давление на международное сообщество с целью позволить ей остаться в Ливии, особенно это было отмечено во время встречи лидеров стран НАТО. Турция навязывает свое присутствие в Ливии. Ливийский Запад после того, как все военные вопросы оказались в руках его вооруженных сил и некоторых поддерживающих его ополченцев, оказался в ситуации, когда Президентский совет и правительство оказались беспомощны в борьбе с турецким присутствием, что было очевидно во время визита. По мнению аш-Шарифа, это является нарушением суверенитета Ливии со стороны Турции. Эта сцена была унизительной и смущающей. Она выходила за рамки дипломатических традиций и обычаев.
Препятствие переговорному процессу
Аш-Шариф отмечает, что визит является связующим звеном для сохранения турецкого присутствия. Особенно после того, как администрация Эрдогана осознала, что весь мир хочет изгнать наемников и провести выборы. Поэтому Турция хочет официально закрепить свое присутствие и управлять ситуацией за кулисами, чтобы сохранить свои прошлые и будущие приобретения.
Аш-Шариф считает, что ливийский кризис не может быть разрешен с присутствием Турции. Турки хорошо это понимают и осознают. Разрешение политического кризиса и достижение консенсуса в Ливии не в их интересах и не соответствует их политическим и экономическим интересам. Поэтому Турция будет оказывать давление через своих сторонников из числа «Братьев-Мусульман», чтобы воспрепятствовать политическому процессу и контролировать запад Ливии.
Ворота в Африку. Политические и экономические достижения Турции
Что касается разговоров в некоторых турецких СМИ о том, что у турецкого режима есть желание перебросить сирийских наемников из Ливии в Кашмир и Афганистан, то исследователь ливийской проблематики считает, что Турция не будет пренебрегать Ливией по нескольким причинам. Первая причина — это экономическая выгода, которую она больше нигде не получит. Вторая причина — это политическая выгода за счет присутствия в Африке, поскольку Государство Ливия является воротами в Африку.
Помимо сохранения своего присутствия в Средиземном море, что является очень важным делом для Турции. По мнению исследователя, контроль над ситуацией в Ливии позволяет ей реализовать свои интересы в Средиземном море, и поэтому Турция не покинет ливийскую арену и никогда не променяет свое влияние в этом регионе.
Источник: anfnews.ru